Криминология как наука

Криминология как наука

В результате изучения материала данной главы обучающийся должен:

знать

  • • основы криминологической науки;
  • • криминологов, внесших значительный вклад в развитие криминологии, и их труды;

уметь

  • • определять границы предмета криминологии, ее задачи и функции, взаимосвязи с другими дисциплинами;
  • • обосновывать ее практическую значимость;

владеть навыками

• определения криминологически значимой информации и достоверных источников ее получения.

Наука криминология и ее предмет

Термин «криминология», буквально означающий «учение о преступлении», происходит от сочетания латинских слов «crimen» (преступление) и «logos» (учение). Первое его применение относится к концу XIX в. итальянским ученым Рафаэле Гарофало (1851—1934), назвавшим таким образом свою книгу. Такое определение дает общее представление о круге вопросов и социальных явлений, которые изучает рассматриваемая наука.

Поскольку преступление и преступность являются социальными явлениями и порождаются такими явлениями, ее относят к социальным наукам1. Некоторые ученые считают криминологию наукой правовой . С этим трудно согласиться. Составные элементы ее предмета — преступность, личность преступника, причины и условия преступности — не правовые категории.

Стимулом научного поиска в области криминологии являются нужды и потребности практики. Образно говоря, практика противодействия преступности создает социальный заказ для криминологии, которая дает основы для организации деятельности по предупреждению преступности и профилактике правонарушений. Именно поэтому криминология не ограничивается теоретическими исследованиями проблем борьбы с преступностью, а затрагивает широкий круг вопросов, связанных с практикой их решения. Криминологический материал, особенно прогностического характера, служит одновременно ориентиром при разработке системы профилактики правонарушений в целом, а также с учетом особенностей различных сфер практической деятельности.

Криминология, давая теоретическое объяснение сущности и закономерностям преступности как социального явления, вырабатывает меры по ее предупреждению. Именно на основе криминологических знаний разрабатывается государственная политика в области предупреждения преступлений, исходя из которой определяются направления и уровни предупредительной деятельности, ее социально-экономические, организационные и правовые основы, система субъектов предупреждения и механизмы их функционирования, формы и методы профилактической работы. Кроме того, криминология изучает результаты внедрения в практику рекомендуемых мер.

В этом смысле справедливо высказывание И. И. Карпеца: «Криминология учит правильно читать уголовную статистику, на ее основе делать практические выводы: где принять меры экономического характера, где усилить воспитательную работу, а где в отношении каких видов преступности активизировать правоохранительную систему, где с большей силой использовать меры уголовного наказания».

Можно предположить, что востребованность криминологии при анализе практически всех современных явлений и процессов, так или иначе связанных с противоправными проявлениями, будет только возрастать, поскольку общественные отношения во всем мире подвергаются все более активной криминализации. По нашему мнению, любые препятствия на пути противодействия ей могут быть преодолены с помощью криминологических знаний, поскольку выдвигаемые идеи и теории непосредственно предназначены для решения конкретных проблем борьбы с преступностью. Поэтому результаты криминологических исследований не только важны, но и обязательно должны использоваться в качестве обоснования развития уголовной политики, принятия управленческих решений, влияющих на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, криминологические знания необходимы при управлении социальными процессами, в законотворческой и правоприменительной деятельности. В этом проявляется социальная эффективность криминологии как науки.

Высказанные положения позволяют считать наиболее приемлемым следующее понятие криминологии как науки.

Криминология — это социальная, общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность, особенности и формы проявлений преступности, причины и закономерности ее возникновения, трансформации и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на личность виновного, причины и условия преступности в целях ее предупреждения с позиций права, функционирующего в государстве.

Исходя из представленной дефиниции, в предмет криминологии входит прежде всего преступность как негативное, социально обусловленное, исторически изменчивое, относительно массовое явление. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений как фактов социальной действительности, подчиняющихся определенным закономерностям, имеющим фиксированные качественно-количественные характеристики.

Криминология также изучает причины (социальные явления, которые непосредственно порождают, стимулируют и воспроизводят преступность) и ее условия (явления и процессы, которые, сопутствуя причинам, обеспечивают их действие). Однако криминологов интересуют и другие виды детерминации, такие как корреляция, системно-структурная связь и т.д.

В предмет криминологии включена личность преступника, т.е. лицо, которому присущи та или иная степень антиобщественной направленности или отдельные антисоциальные черты, совершившее преступление.

Криминология изучает также предупреждение преступности — деятельность государства и общества, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель противодействия преступности на основе выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Кроме перечисленных элементов, к предмету криминологии относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества; организацию и проведение криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью; различные «фоновые» явления преступности: алкоголизм, наркоманию, проституцию, детскую безнадзорность.

Предмет криминологии, как он представляется в работах криминологов, сформулирован достаточно полно, что позволяет отдельным авторам утверждать, что он многими годами не меняется и не конкретизируется1. Это не совсем так. В последние годы в целях более полного уяснения механизма преступного поведения исследователями высказывается точка зрения о необходимости изучения с криминологических позиций социальных основ административных правонарушений . Однако попытки осуществить такие исследования сводились к доказыванию прямой или косвенной связи административных правонарушений с преступностью и к сопоставлению пограничных составов административных правонарушений и преступлений, различия которых заключаются либо в степени общественной опасности, либо в вытекающих криминальных последствиях. С позиций классической теории криминологии, такое слияние криминологии и административной деликтологии влечет размывание предмета рассматриваемой науки.

В связи с этим справедливо высказывание Ю. М. Антоняна о том, что если «понимание криминологии не меняется в течение уже многих лет, то в этом вряд ли можно видеть что-то отрицательное или нечто, что ее как-то компрометирует. Напротив, такое единообразие говорит о ее стабильности».

Исходя из представленной природы криминологии, можно определить систему этой науки, под которой понимают определенную последовательность расположения исследуемых проблемных блоков, которые должны иметь логически упорядоченный характер, находиться в прямой зависимости от предмета и отражать его структуру.

Традиционно систему криминологии представляют двумя разделами: Общая часть и Особенная.

Общая часть включает рассмотрение предмета и метода науки, ее места в системе других наук, преступности, ее причин и условий, личности преступника, ее структуры, механизма преступного поведения, типологии личности преступника, понятия, видов, основных направлений предупреждения преступности, организации и проведения криминологических исследований, прогнозирования преступности и планирования мер профилактики правонарушений.

В Особенной части излагаются криминологические характеристики и особенности предупреждения отдельных видов и групп преступлений: насильственных, корыстных, экономических, неосторожных, бытовых, рецидивных, профессиональных, организованных, вооруженных, несовершеннолетних, женщин, военнослужащих, в местах лишения свободы, экологических и др., а также таких негативных социальных явлений, как алкоголизм, наркомания, бездомность, проституция.

Существует другое мнение по этому поводу, согласно которому криминология состоит из трех частей:

  • 1) криминографической — включающей предмет, методологию, функции, научную и практическую значимость, связь с другими науками, особенности проведения научных исследований;
  • 2) общетеоретической — описывающей содержание предмета криминологии;
  • 3) специально-теоретической — наполняемой описаниями отдельных видов преступности.

Вместе с тем структурным элементом криминологии могут выступать и ее частные теории (теория причинности, теория личности преступника и т.д.).

Предмет криминологии

Криминология — это наука о закономерностях возникновения и развития преступности, ее причин и условий, личности преступника и механизма преступной деятельности, криминальной жертвы, основах профилактики преступлений и иных правонарушений, анализа (разведки) негативных социальных явлений и процессов, организации противодействия преступности и осуществления антикриминогенной политики.

Криминология как наука возникла в последней четверти XIX в. Именно в это время сошлись три вектора общественного развития, необходимых для появления любой науки: социальный интерес к определенной сфере знаний, требования объективно складывающейся ситуации, наличие соответствующего интеллектуального потенциала. Эти три вектора по отношению к криминологии выразились во внимании общества к учению о личности преступника, распространенности преступного поведения в различных формах, в появлении плеяды ученых, предлагавших творческие подходы к познанию криминальной проблематики.

Криминология — комплексная междисциплинарная наука, синтезирующая результаты исследований других наук применительно к собственному предмету.

Наука криминология имеет свою структуру — Общую, Специальную и Особенную части. Общая часть включает теоретические разделы (блоки), состоящие из учения о преступности и ее причинах, о личности преступника и механизме преступного поведения, о жертве преступления, основах антикриминогенной политики. В этой части раскрываются также методология и методика разработок прикладной криминологии, предполагающей формирование криминолога-исследователя, обладающего навыками сбора, анализа, интерпретации эмпирической информации, криминологического прогнозирования, планирования и менеджмента. Специальная часть исследует частные криминологические теории (экономическая криминология, этнокриминология, политическая криминология, криминология организованной преступности, медицинская криминология, спортивная криминология и др.). Материалы по конкретным направлениям борьбы с преступностью, имеющие практическую направленность, объединены в Особенной части криминологии. Она содержит разделы, посвященные криминологической характеристике и предупреждению преступности несовершеннолетних, рецидивной преступности, преступности мигрантов и др.

Следовательно, криминология имеет теоретическое и практическое значение.

Теоретическое значение криминологии определяется криминализацией многих сфер общественных отношений (международных, политических, экономических, правовых и т. д.) и повышением потребности в криминологических знаниях на всех уровнях принятия управленческих решений. Обладать криминологическими знаниями, навыками — это императив, диктуемый современным состоянием преступности в стране и мире.

Практическая значимость криминологии заключается в разработке стратегии противодействия преступности (в глобальном, федеральном и региональном масштабе), а также рекомендаций, направленных на предотвращение и пресечение преступлений. Криминологические исследования обладают большим законотворческим потенциалом, сигнализируя о тех правовых пробелах, которые должны быть заполнены в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, и конструктивных недостатках законодательства, требующих коррекции. Большой практической значимостью характеризуются усилия криминологов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.

Криминология — наука для специалистов в области социального менеджмента. В современных условиях тотальной криминализации общественных отношений без криминологических знаний, умений и навыков эффективный социальный менеджмент невозможен.

Криминология как теоретическая наука реализует четыре функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую), прогностическую (футурологическую) и практическую (прагматическую). Изучение явления предполагает его описание, полученные сведения требуют анализа и интерпретации, формулирование выводов нуждается в прогностическом обосновании, а разрабатываемое решение должно быть конструктивным.

Криминология как практическая деятельность связана с осуществлением следующих функций: аналитической, прогностической, нормотворческой, экспертной, политической, международно-правовой, правоприменительной. Аналитическая разведка, прогнозирование преступности, инициирование совершенствования правовых норм и участие в их разработке, криминологическая экспертиза нормативных правовых актов, определение стратегий декриминализации властных и экономических отношении, противодействие транснациональной преступности, оптимизация применения уголовноправовых, уголовно-процессуальных, административно-правовых и других норм — вот далеко не полный перечень задач, решаемых практической криминологией.

Криминология является понимающей наукой, поскольку стремится познать закономерности осмысленного человеческого поведения в социальноправовом контексте.

Криминология устанавливает закономерности, которые связаны:

  • с индивидуальным отклоняющимся (прежде всего, преступным) человеческим поведением;
  • массовыми социальными отклонениями;
  • последствиями нарушений нравственных императивов и уголовно-правовых норм;
  • социальной дезорганизацией;
  • возможностями личностной и социальной реабилитации;
  • восстановлением разрушенной государственности.

Она определяет требования к государственному строительству, соблюдение которых приводит к снижению криминогенного личностного и социального потенциала, а нарушение — к его повышению, а в дальнейшем — к кризису, распаду и самоуничтожению.

Предмет криминологии составляют история науки и перспективы ее развития, преступление и механизм преступной деятельности, личность преступника, преступность и ее причины, основы виктимологии, криминологическое прогнозирование и планирование, отдельные группы и виды преступности, их предупреждение.

Изучение истории науки криминологии позволяет установить условия и закономерности ее возникновения, очертить круг гуманистических идей в борьбе с преступностью и обращении с преступниками, представляющих общечеловеческую ценность, разработать критерии определения ложных взглядов, наметить перспективы криминологических исследований в направлении гуманизации социальных отношений.

Криминология, как и другие науки криминального цикла, изучает преступление. Преступление является предметом не только криминологии, но и уголовного права, криминалистики, уголовного процесса. Однако только криминология изучает преступление с позиций его генезиса, установления тех закономерностей, которые приводят человека к совершению преступления.

Если уголовное право рассматривает преступление как юридическое явление, разрабатывая его правовые признаки и составные элементы (объект и объективную сторону, субъект и субъективную сторону), а криминалистика и уголовный процесс определяют, как раскрыть преступление и доказать его совершение, то криминология ищет ответы на вопросы, как преступление стало возможным, почему его совершил данный человек, каким образом его можно было предупредить, не допустить.

Изучение механизма преступной деятельности позволяет установить закономерности психологии совершения преступления от момента формирования преступного умысла до его реализации и самооправдания. Здесь также исследуются факторы, определяющие криминальную мотивацию в различных сферах и в самом широком диапазоне: от деформаций семейного воспитания до вовлечения в преступную деятельность.

Учение о личности преступника разрабатывается криминологией для выявления свойств преступной личности и установления групп криминогенного риска, попадая в которые человек становится общественно опасным, а вероятность совершения им преступления — более высокой.

Преступность составляет исключительную прерогативу науки криминологии. Это означает, что именно криминология создает учение о преступности, ее понятии, свойствах, проявлениях, устанавливает ее характеристики. Другие науки имеют здесь вспомогательное значение, главная роль принадлежит криминологии.

Причины и условия преступности изучаются криминологией на различных уровнях и в самом широком социальном контексте. При этом криминология использует современное учение о детерминизме для объяснения причин и условий преступности: их возникновения, развития и проявления. Изменения в учении о детерминизме определяют изменения в криминологическом анализе причинности.

Криминология изучает личность и поведение жертвы преступления, для того чтобы установить ее роль в генезисе преступного деяния (действия или бездействия), а также в целях определения виктимогенных групп, попадая в которые человек становится более уязвимым с криминологической точки зрения, повышения вероятности оказаться потерпевшим от преступления.

Криминология разрабатывает основы прогнозирования преступности, ее отдельных видов, индивидуального преступного и виктимного поведения, криминологической обстановки, антикриминогенной государственной политики — словом, всего, что представляет криминологический интерес и может быть использовано для обеспечения социального контроля над преступностью. В связи с этим большое прикладное значение имеет криминологическая разведка — сбор, анализ и интерпретация информации о криминализации общественных отношений, угрозах и рисках криминологической безопасности, реальном состоянии преступности, криминалитете, его статусе и возможностях противодействия правопорядку.

Криминология создает теоретические основы криминологического планирования, определяя его принципы, структуру и содержание. Криминология принимает участие в разработке стратегических основ противодействия преступности (включая предупреждение, борьбу и минимизацию последствий), генеральных направлений антикриминогенной политики, механизма обеспечения социального контроля над преступностью, ее отдельными группами и видами.

Методология криминологии

Методология криминологии основана на диалектическом методе познания, который считает фундаментальными идеи всеобщей взаимосвязи явлений, развития, неразрывности материального и идеального.

Идея всеобщей взаимосвязи явлений наиболее плодотворно реализуется в рамках системно-структурного подхода: именно в таком подходе синтезируются многие стороны диалектического метода. В основе методологии системного анализа лежит представление о системе — совокупности взаимосвязанных элементов, обладающих новым качеством. Именно появление новых свойств в образуемой совокупности элементов дает основание констатировать наличие системы и утверждать необходимость применения системного подхода.

Системный подход показал свою действенность как в процессе теоретического анализа (например, условий дезорганизации различных социальнополитических систем), так и в ходе конкретных разработок (в частности, при создании целевых комплексных программ борьбы с преступностью). Возрастание роли системного подхода в последние десятилетия обусловлено усложнением общественных процессов, необходимостью поиска адекватных форм для выражения сложных и сверхсложных структур, зависимостей и отношений человеческой деятельности, стремлением создать инструмент интегрального видения реальности. Криминализация различных сторон государственной и общественной жизни приводит к пониманию активной роли криминальных отношений в функционировании социального организма, наличию прямых и обратных связей между преступностью и криминальным поведением, с одной стороны, и политикой, экономикой, социальной психологией, юридическим регулированием — с другой. Преступность в настоящее время выступает мощным деструктивным фактором жизнедеятельности любой социальной системы, и важно установить каналы и степень соответствующего неблагоприятного воздействия.

Так, государство представляет собой политико-правовую систему с огромным числом внутренних и внешних взаимосвязей, преступность в государстве является относительно самостоятельной подсистемой. Не случайно, например, организованную преступность называют государством в государстве. Воздействие государства на преступность также может быть рассмотрено в понятиях системного подхода, где государство выступает в роли управляющей подсистемы, а преступность предстает управляемой подсистемой.

Следует подчеркнуть, что системность является объективной характеристикой организации мира, поэтому использование системного подхода в качестве методологического основания криминологии закономерно отражает объективную реальность.

Идея развития выражает диалектику со всеми его сложностями, с сочетанием конструктивных и деструктивных процессов, разнонаправленных тенденций, движениями поступательного и кругового прогресса и регресса, эволюцией и инволюцией, непрерывностью и дискретностью, перспективностью и ограничениями.

Идея развития утверждает закономерность постоянного появления качественно нового, и в этом смысле каждая социальная ситуация требует самостоятельного анализа и оценки, поскольку она никогда не повторяется. Поэтому при изучении криминологии важнее всего сформировать криминологическое мышление, овладеть методологией криминологического анализа, в котором за деревьями виден лес.

Идея развития имеет объективно-целевое содержание, в понятиях которого преступность представляет собой целеустремленную систему и выражает совершенно определенный тип социального поведения. В развитии следует усматривать не только цель, но и смысл. Такой смысл формируется целями социальной активности, которые имеют свою иерархию и субъектов реализации.

Развитие подчинено императивам, причем не только материальным, но и нравственным. Нравственные законы, утверждающие вечные категории добра и зла, действуют столь же неотвратимо, как и законы физические, неизбежно показывая разрушительность зла и созидательный характер добра.

Если добро соответствует бытию в самом прямом смысле (добро есть следование гармонии мироздания, подчиненность категорическим императивам в пределах от «не навреди» до «возлюби»), то зло есть небытие, мнимое, искаженное бытие. Зло воплощает стремление к разрушению и саморазрушению, оно бессмысленно, потому что в конечном счете нацелено на уничтожение самого носителя зла. Зло — это та самая виртуальная реальность, которая уводит человека в мир иллюзий, делает его послушным орудием многочисленных фантомов, существом определенно больным, носителем различных патологий. Оно искажает и делает недоступным понимание смысла бытия.

В методологическом плане важно учитывать неразрывность связи материального и идеального, материи и сознания, которая не исчерпывается физическими или химическими реакциями, но указывает на объективность существования категорий, которые отрицаются в рамках материалистического мировоззрения, но признаются всем богатством человеческого опыта, общепризнанными достижениями философской мысли.

Чрезвычайно актуально использование в криминологии синергетического подхода, поскольку преступность — это самоорганизующаяся система, а синергетика — наука о законах организации сложных развивающихся систем. Здесь исследуются взаимодействия порядка и хаоса, механизмов скачкообразных преобразований (бифуркации), характер направленности развития (состояние аттрактора), к которому стремится эволюция криминальной системы.

Методология криминологии включает в себя совокупность общенаучных методов: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, сравнение. Сравнительный метод получил многогранное воплощение в теории сравнительной криминологии. В криминологии используются частнонаучные методы, разработанные в статистике (наблюдение, сводка и группировка, статистический анализ), прогностике (экстраполяция, экспертные оценки, моделирование), социологии (опрос, эксперимент, наблюдение, изучение документов).

Значение методологии в криминологии выявляется и в последовательности ее преподавания. Здесь возможны по меньшей мере две стратегии: от частного к общему и от общего к частному. Первая стратегия предлагает изучать основы криминологии с познания закономерностей индивидуального преступного поведения. Вторая начинает содержательный анализ с изучения преступности. В первом случае происходит формирование мышления криминолога-психолога, во втором — мышления криминолога-социолога.

Российская учебная школа криминологии традиционно придерживается второй стратегии. И это логично, поскольку такой подход акцентирует внимание на выявлении и необходимости устранения в первую очередь социальных патологий, что важно для формирования правильной гражданской позиции.

Междисциплинарные связи криминологии

Криминология в силу своего научного статуса (как комплексная междисциплинарная наука) предполагает осуществление «стыковых» исследований. Замечено, что именно подобные исследования наиболее интересны и многообещающи; видимо, поэтому криминология — динамично развивающаяся наука. Для нее характерно появление (выделение) новых научных направлений, и данная особенность, имеющая принципиальное значение, демонстрирует открытость криминологии к активному сотрудничеству с другими науками. Экономическая криминология, политическая криминология, криминология массовых коммуникаций, этнокриминология, семейная криминология, медицинская криминология, спортивная криминология — вот далеко не полный перечень новых научных направлений, активно развиваемых российскими криминологами в последние годы, доказывающих актуальность и практическую значимость, теоретическую и прикладную ценность науки криминологии.

Криминология взаимодействуете различными науками: философией, социологией, антропологией, этнологией, демографией, политологией, географией, медициной, генетикой, психологией, психиатрией, гражданским, административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовноисполнительным правом, криминалистикой и др.

Сотрудничая с философией, криминология создает нравственно-этические, мировоззренческие основы противодействия преступности.

Используя результаты исторических, экономических, социологических научных исследований, криминология познает причины преступности.

Взаимодействуя с антропологией, демографией, криминология разрабатывает учение о личности преступника.

На стыке с социологией и уголовным правом криминология анализирует феномен преступности.

Опираясь на теорию систем, информатику, педагогику, политологию, криминология разрабатывает основы антикриминогенной государственной политики.

Взаимодействуя с психологией и психиатрией, криминология изучает закономерности возникновения и развития преступного поведения.

Взаимодействие криминологии с другими науками имеет диалектический характер, где присутствуют прямые и обратные связи. Так, уголовное право очерчивает границы формального понимания преступного. Без матрицы уголовно-правовых отношений невозможно создание матрицы преступности. В свою очередь, криминология сигнализирует о возникновении новых общественно опасных феноменов, требующих уголовно-правового регулирования, тем самым задавая динамику развитию уголовного права.

Реальные новые научные направления в криминологии появляются, как правило, на базе междисциплинарного подхода. Например, экономическая криминология возникла на стыке экономики и криминологии, политическая криминология — на стыке политологии и криминологической теории и т. д. Сказанное справедливо и по отношению к учению об организованной преступности, которое развивается на основе взаимодействия социологии организаций, управления, лидерства и криминологии. В этом плане обращает на себя внимание огромная объединяющая сила криминологии: данная наука обладает поистине уникальной научной восприимчивостью и умением привлекать и поглощать, перерабатывать, подчиняя собственным интересам, материалы, полученные в результате исследований, осуществляемых в самых различных отраслях научного знания. Во-первых, криминологи расширяют горизонты своей науки, изучая и используя достижения других наук. Вовторых, в последние годы наблюдается заметный рост интереса к преступности и преступному поведению со стороны представителей других отраслей научного знания: философов, культурологов, психологов и др. При этом вносится вклад в развитие не столько философии, культурологии, психологии, сколько криминологии.

Результаты криминологических исследований имеют политическое значение, способствуя правильному решению стратегических внешнеполитических и внутриполитических проблем, уточняя и корректируя политические оценки.

Криминология вносит весомый вклад в разработку экономических проблем, предлагая рекомендации по декриминализации экономики, реализации проектов, подрывающих экономическую основу преступности.

Криминология реализует мощный гуманистический потенциал, формулируя предложения по снижению остроты демографических и социальных проблем, гармонизации межэтнических отношений и разрешению межнациональных конфликтов.

Криминологи принимают активное участие в совершенствовании различных отраслей законодательства, эта роль особенно заметна при формулировании предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации.

Криминологи много внимания уделяют оптимизации организационной структуры органов, в компетенцию которых входит борьба с преступностью и предупреждение криминального поведения.

Специалисты в области криминологии вносят весомый вклад в политику внедрения международных стандартов в обращение с преступниками.

Криминологи активно участвуют в создании частных методик раскрытия и расследования различных видов преступлений.

Участие криминологов в разработке и реализации любого социального проекта обеспечивает эффективность его осуществления.

Без знания криминологии невозможно быть успешным политиком, бизнесменом, руководителем. Криминология — наука для организаторов, управленцев. Чем выше уровень руководителя, тем в большей степени ему необходима криминологическая компетентность. Овладение криминологическими знаниями, умениями и навыками — непременное условие профессионального роста в любой сфере правоохранительной деятельности.

1 Криминология — как наука о преступности

Предыстория науки о преступности

Преступность издавна является спутником человечества. Вред от нее настолько велик, что избавление от этого проявления социального зла практически всеми людьми и во все времена рассматривалось как величайшее благо. Для авторитарного государственного руководителя преступность — это неповиновение подданных, то, что делает его власть менее прочной. Для представителей власти, выражающей интересы народа, преступность — препятствие к управлению обществом, фактор, отрицающий порядок, государственную безопасность, социальное благополучие и всеобщее благоденствие. Для простых людей преступность — это угроза их личной безопасности, источник страхов и тревог, бед и трагедий.

Достаточно лишь на мгновение представить, какой была бы жизнь, если бы не было преступности, чтобы понять, почему люди начали искать пути избавления от этого социального зла очень давно. Были на этом пути и находки, и неудачи. Уже в глубокой древности философы подметили: чем справедливее государственное устройство, тем меньше в такой стране преступлений. Чем больше людей считают законы соответствующими их интересам, тем ниже уровень преступности. По мнению древнегреческого мыслителя Протагора, справедливые законы народ защищает с такой же отвагой, с которой он обороняет стены родного города от врагов. Монарх древней Руси великий князь Владимир в годы неурожаев приказывал развозить по стране подводы с хлебом, чтобы крестьяне от голода не уходили в леса и не объединялись в разбойничьи шайки.

В то же время немало горячих голов полагали, что ключом к решению проблемы преступности является жестокость. Наказания с их легкой руки приобретали не просто мучительный, но и публично-изуверский характер: четвертование и колесование на площадях, куда специально сгоняли народ, распятия и виселицы вдоль дорог. Появилось бессмертное изобретение человечества — тюрьма.

К числу исторических парадоксов можно отнести следующий факт: в то время как усиливалась жестокость мер реагирования на нарушения закона, благополучно росла и преступность. В Германии, например, в средние века казнили столько людей, что не хватало леса для виселиц и пеньки для веревок. Лес уничтожить удалось, а преступность — нет.

Небезынтересен и другой парадокс. Как свидетельствуют историки, наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.

По мере того, как преступность росла, а карательные меры оказывались бессильными воспрепятствовать этому, стала крепнуть догадка: одной лишь жестокостью с преступностью справиться нельзя, помимо жестоких карательных мер необходимы и иные способы воздействия на преступность. Постепенно такой подход стал обретать новых и новых сторонников.

Начало формироваться представление о преступности не как о группе людей со злой волей, а как о целом пласте социальной жизни, отрицательной форме общественных отношений, болезни общества. Все острее стала проявляться потребность в формировании системы мер разрушающего воздействия на это явление.

Указанные идеи получили развитие, и в XVIII веке в устах Ч. Беккариа обрели форму императива: наказание за преступление не может быть признано справедливым, пока для предотвращения последнего не употреблены наилучшие средства, доступные нации при данных условиях.

Конечно, до полной реализации этого императива в социальной деятельности было далеко, но передовая общественная мысль совместно с общественной практикой приступили к поиску решений. В процессе поиска путей и способов избавления общества от преступности постепенно формировалось специальное научное направление. Так зарождалась та наука, о которой речь пойдет в данной книге.

Определение криминологии

Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen — преступление, и греческого logos — учение. Дословно — учение о преступлении, а в широком смысле — о преступности. Итак, наиболее простое определение данной области научного познания следующие: криминология — учение о преступности и связанных с нею явлениях.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это деятельность по получению нового знания и одновременно ее результат (сумма полученных знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Как мы только что отметили, некоторые закономерности развития преступности были вскрыты тысячелетия назад. Когда же возникла криминология?

Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 году книги итальянского гуманиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях».

Дж. Бернал в книге «Наука в истории общества» отмечал, что возникновение наук тесно связано с историческим развитием общества. Их появление обусловлено новыми задачами, которые общество должно решать в интересах своего дальнейшего существования. Нередко новые отрасли вначале развиваются как элементы или составные части других наук и приобретают самостоятельность лишь тогда, когда количественно и качественно достигают определенного уровня познаний и вырабатывают специальные методы исследований, вследствие чего существование их как отдельных научных дисциплин становится условием дальнейшего развития нового направления1.

Наука не создается одним человеком. Потребности общества и социальная практика порождают, формируют и развивают научную мысль в течение длительного времени. Исторически можно лишь зафиксировать момент, когда люди начинают осознавать, что определенная наука — это реальность.

В 1884 году в Турине из-под пера итальянского судьи Р. Гарофало вышла книга под знаменательным названием «Криминология». Она практически конституировала новую науку. Эта объемная монография имела подзаголовок «Природа преступности и теория наказания» и состояла из трех глав: «Преступность», «Преступник», «Репрессия»2.

Разные исследователи дают различные определения этой науки. Например, «Британская энциклопедия» определяет криминологию как научное изучение преступного поведения. Это изучение основывается на положениях таких научных дисциплин, как биология, антропология, физиология, медицина, психиатрия, психология, криминалистика, социология, экономика, право и тюрьмоведение. Иногда криминологом называют искусного и высокопрофессионального детектива или следователя3.

Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу — поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что и определяет ее сущность как самостоятельной области научного познания.

Предмет криминологии

Криминология возникла как реакция на потребность общества в поиске эффективных мер избавления от преступности (или уменьшения ее общественной опасности).

Что же необходимо изучить, исследовать этой науке для того, чтобы найти действенные способы разрушающего воздействия на преступность? Что является предметом криминологии?

Прежде всего, сама преступность. Углубленные исследования данного феномена показали, что понять его сущность и природу очень и очень непросто, а без этого вряд ли можно надеяться на успех в противостоянии с социальным злом. Невозможно одержать победу над противником, не имея представления об этом противнике. Поэтому первым, важнейшим элементом предмета криминологической науки является преступность.

Задача криминологии заключается в исследовании вопросов о том, что есть преступность, какова ее сущность, каковы закономерности. Крайне актуальными являются проблемы природы преступности: в чем ее истоки и каковы перспективы развития.

Для того чтобы уничтожить дерево, необходимо подрубить его корни. Чтобы эффективно воздействовать на преступность, необходимо вскрыть ее причины. Никому и никогда не придет в голову идея уничтожить дерево, обрывая его листья (особенно, акцентируя внимание на нижние, оставляя зеленеть вершину), — борьба с преступностью, к сожалению, зачастую носит именно такой характер. Конечно, при этом подходе вряд ли следует рассчитывать на серьезный успех. Лишь на основе глубокого научного анализа всех факторов, обусловливающих это общественно опасное явление, на базе исследования его причин возможна разработка действенных мер разрушающего воздействия на преступность. Таким образом, следующим элементом предмета криминологии являются причины преступности.

Поскольку причины обусловливают преступление не непосредственно, а через личность человека, очень важным элементом предмета криминологии оказывается личность преступника.

Вскрытие причин преступности не означает их автоматического устранения. В большинстве случаев необходимы серьезнейшие исследования для того, чтобы найти эффективные и экономичные способы воздействия как на саму преступность, так и на ее причины. Поэтому меры разрушающего воздействия на преступность (предупреждения преступлений, борьбы с преступностью) также относятся к предмету криминологии.

Помимо указанных элементов, профессор В.В. Лунеев к предмету криминологии обоснованно относит методы криминологических исследований. Ни какая другая наука, за исключением криминологии, не будет разрабатывать специальные методики изучения и анализа преступности (в том числе и латентной), ее причин, личности преступника, эффективности мер предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность. Общесоциологические методики в отдельных случаях пригодны для этих целей, но они всегда требуют специальной адаптации к криминологическим задачам.

Таким образом, к предмету криминологии относятся:

— преступность;

— причины преступности;

— личность преступника;

— меры предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность;

— методы криминологических исследований.

Итак, криминология — это юридическая и социологическая наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника и организацию разрушающего воздействия на преступность.

Значение криминологии

Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.

Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:

— мировоззренческом;

— практическом;

— эрудиционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:

— сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;

— возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление;

— уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;

— осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с:

— изучением личности преступника иди правонарушителя;

— выявлением причин и условий преступлений;

— криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;

— разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;

— анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуацияловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.

6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии — помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдельный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воздействие на криминальный феномен.

7. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это, в свою очередь, позволит принимать верные решения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в условиях демократического общества имеет немалую практическую значимость.

Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение криминологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии — в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, в нашей стране ежегодно регистрируется порядка 2,5 млн. преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн. человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.

Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуждает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социальных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Криминология как наука сформировалась в последней четверти XIX в., тогда же появилось и ее наименование (криминология, или уголовная этиология). Рождение криминологии как науки формально связывается с 1885 г., когда вышла в свет книга итальянского исследователя Р. Галофало. Однако криминологические идеи, суждения о сущности преступности, ее причинах, путях противодействия своими корнями уходит вглубь in-ков. Уже в работах древних философов (Аристотеля, Платона и др.) можно найти высказывания на сей счет. Уделяли внимание этим вопросам и мыслители Возрождения, а также последующего периода (Джон Локк, Шарль Монтескье, Жан Жак Руссо и др.). Как считает С. М. Иншаков, в ходе становления и развития криминологических исследований сложилось множество теорий, школ, по-разному объяснявших различные способы и средства ее предупреждения. При всем их разнообразии можно выделить три основных направления в истории криминологической мысли: классическое, антропологическое и социологическое. Были, разумеется, и промежуточные теории, сочетающие в себе воззрения нескольких школ (А. И. Алексеев). Сильное влияние на развитие криминологического мировоззрения оказала классическая школа уголовного права, которая возникла в XVIII в. итальянец Чезаре Беккариа, англичане Бентам и Горвард, немец Фейербах и другие решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского начала, следствие козней дьявола. По их мнению, преступление — результат сознательного выбора человека, обладающего полной свободой воли. Выбор между добром и злом ими определяется тем, насколько человек в процессе воспитания усвоил нравственные правила поведения. «Классики» считали, что наказание призвано удерживать людей от совершения преступлений, главное не в его жестокости, а в неотвратимости и справедливости наказания. Как считает А. И. Алексеев, в целом для классической школы был характерен идеалистический рационализм. Ее слабым местом являлось недостаточное внимание к личности преступника, к объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, переоценка возможностей уголовного наказания, сведение предупреждения преступности к мерам воспитания и просвещения. Однако идеи классической школы, прогрессивные для своего времени и содержавшие перспективные, объективные рационально-гуманистические начала, оказали заметное влияние на развитие криминологии в последующем. Отметим, что недостаточное внимание представителей классической школы уголовного права и криминологии к личности преступника было преодолено основателем биологического (антропологического) направления итальянским врачом-психиатром Чезаре Ломброзо, которого иногда называли «отцом криминологии». Он заложил основы изучения преступников, используя знания и теории эволюции. В центре своего внимания он поставил именно личность, можно даже сказать — организм преступника. Результатом его разработок стала книга под названием «Преступный человек» (1876), в которой он сформулировал теорию прирожденного преступника. Основные идеи Ч. Ломброзо сводились к тому, что преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые анатомические, физиологические и психологические свойства. Не ограничившись констатацией общих черт природного преступника, Ломброзо предложил теорию, в которой каждому виду приписывалось соответствующие неповторимые черты. В ней были выделены убийцы, воры, насильники, мошенники. Взгляды Ломброзо эволюционизировали: оставаясь на позициях уголовной антропологии, он со временем стал признавать наличие не только прирожденных, но и случайных преступников, а также преступников по страсти, воспринял идеи о влиянии на преступников не только биологических, но и иных, в том числе некоторых социальных, факторов (уровня экономического развития, цивилизации, миграции населения, беспризорности, алкоголизма и др.) Его теория постепенно трансформировалась в биосоциальную, что отчетливо проявилось в трудах его последователей. Как считает криминолог А. И. Алексеев, изменялись и взгляды Ломброзо о путях и средствах борьбы с преступностью. Несмотря на явную научную несостоятельность ломброзианства, нельзя, как это делалось в прошлом, относиться к этому учению только резко негативно, так как в исследованиях Ломброзо есть определенное и рациональное зерно, в частности позитивное внимание к личности преступника. Исследования Ломброзо использованы при создании детектора лжи, некоторых графических (почерковедческих) методов. Определенное практическое значение имели описание и интерпретация Ломброзо татуировок преступников, анализ преступного жаргона. Биологическая и особенно биосоциологическая теории преступности получили вслед за Ломброзо довольно широкое распространение и продолжают существовать в модернизированном виде до сих пор. В частности, к таким теориям относится клиническая криминология, берущая начало в трудах Гарофало, который в книге «Критерии опасного состояния» (1880) объяснил преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Разновидностью неоломброзианства является также теория конституционного предположения к преступлению. Ее представители — немецкий психиатр Кречмер, американские криминологи Шелдон, супруги Глюк и др. — исходили из того, что от работы желез внутренней секреции во многом зависит внешность человека и его психический склад, а значит, и поведение, в том числе преступное. Близкой к идеям Ломброзо явилась и концепция отсталости преступников, представителем которой был американский криминолог Годдард. К биологической школе примыкают также криминологические теории, основанные на фрейдизме. Исходя из психоаналитической концепции Фрейда часть американских, да и немецких криминологов утверждали, что каждый человек от рождения несет в себе определенный криминальный заряд, обладаем подсознательными природными инстинктами, влечениями, наклонностями, имеющими антисоциальный характер. Если эти разрушительные инстинкты не удается подавить созидательными и к тому же оказываются неблагоприятными внешние условия жизни инвалида, то преступление как выход из сложившейся ситуации, в сущности, неизбежно. Практически одновременно с биологическим направлением и в противовес ему, а также учениям классической школы возникла и развивалась социологическая школа в криминологии, у истоков которой в XIX в. стоял бельгийский ученый Кетле. Социологические концепции, так же как и биологические, обычно не существовали в чистом виде в них можно обнаружить вкрапления воззрений классической, а в особенности биологической школы Кетле считается основоположником теории фактов, которая была сформулирована им на основе обширных статистических наблюдений преступности. Проанализировав данные о поле, возрасте, профессии, образовании, материальной обеспеченности и т. п., а также о времени, месте и других признаках преступлений, Кетле пришел к выводу, что преступность — продукт общества и в этом своем качестве подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям. Далеко не случайным является то, что из года в год число преступлений остается примерно одинаковым, а структура преступности в целом стабильна. Как отмечает С. М. Иншаков, существует бюджет (указывал Кетле), который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью Это бюджет тюрем, рудников и эшафотов. На базе анализа разнообразных факторов преступности Кетле сделал принципиально важный, не потерявший значения до наших дней вывод о том, что «достаточно было бы изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменить также и печальные результаты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств». Многочисленные последователи Кетле (Ван Гомель, Принс и др.) расширили перечень криминогенных факторов, привели их в определенную систему по различным основаниям. К физическим факторам они отнесли географическую среду, климат, время года; к индивидуальным — пол, возраст, расу, психофизические аномалии, к социальным — безработицу, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т. д. Теорию социальной дезорганизации сформировал Эмиль Дюркгейм, французский ученый. Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормальна же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Одной из основных причин преступности Дюркгейм считал гипертрофированную мораль потребительства. Концепция Дюркгейма получила развитие в трудах многих американских ученых. Характерно, что один из них — Шур — выпустил книгу «Наше преступное общество» (1977), заголовок которой говорит сам за себя. Сформулированная в работах американского криминолога Селлина теория конфликта культур исходит из того, что различия в мировоззрении, привычках, стереотипах поведения, характерные для разных социальных групп, в которые входит одновременно один и тот же индивид (семья, коллеги по работе, бытовое окружение и т. д.), нередко создают для человека ситуацию нелегкого выбора, чреватую внутренним конфликтом, а следовательно, и угрозой противоречивого преступного его разрушения. Теория стигматизации, основанная на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся от нормы поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Стигма в переводе с латыни означает «клеймо». Клеймение преступников (не только физическое, но и нравственно-правовое) еще более отторгает их от общества, превращает в изгоев, для которых преступное поведение делается привычным. Концепции социальной дезорганизации, стигматизации и других направлений социологической школы получили концентрированное выражение в рамках радикальной криминологии, которая оформилась в качестве целостной криминологической теории на рубеже 70-х г. XX в. Представители этой школы занимали различные идейно-политические позиции, но их объединяло резко критическое отношение к существующей социально-экономической и политической системе, пороки которой особенно обнажились в США после неудачной войны во Вьетнаме. По мнению «радикалов», преступность — грозный симптом болезни общества. Как отмечает А. И. Алексеев, широкий социологический подход преобладает в виктимологических теориях. Заслугой ученых, разработавших виктимологию (в буквальном переводе означает «учение о жертве»), является то, что традиционную криминологическую проблематику (преступность, преступление, npecтупники) они дополнили учением о жертвах противоправных посягательств. Американский криминолог Саберленд, уже и учебник криминологии 1924 г. включил специальную главу о жертве преступлений. Одну из первых попыток сформулировать основные положения виктимологии как целостной теории предпринял и 40-х гг. XX в. немецкий ученый Гентинг, работавший в США. В 1948 г. он издал монографию «Преступник и жертва. Исследование о социобиологии преступности». В дальнейшем виктимологическое направление стало бурно развиваться. Социологические теории в криминологии нельзя оценить однозначно, в целом их позитивный заряд выше, чем в биологической теории. Представители этой школы ближе к истине в понимании сущности и закономерности преступности, ее истоков. Значительное число их положений взято на вооружение практикой противодействия преступности. Краткого рассмотрения, по нашему мнению, заслуживает история отечественной криминологии. До Октябрьской революции видными представителями, изучающими проблемы преступности, являлись А. Н. Радищев, М. В. Духовский, И. Я. Фойницкий, Д. А. Дриль, М. Н. Чернет, С. В. Познышев и др. Ряд ученых, начинавших свою научную деятельность в царской России, продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии после 1917г. (М. Н. Чернет, М. М. Исаев, А. А. Жиленко, С. В. Познышев, И. И. Люблинский и др.). В первые годы советской власти криминологические исследования проводились весьма интенсивно. В» 1925 г. был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника, созданы многочисленные кабинеты криминологического, криминально-аналитического и т. п. профилей. С конца 30-х до 50-х гг. криминологические исследования в России (и в СССР) не проводились. В конце 50-х гг. они возобновились. Возрождение криминологии было связано с трудами таких ученых, как А. Б. Сахаров, А. А. Герцензон, Г. М. Миньковский, В. К. Звирбуль, А. А. Пионтковский, С. С. Остроумов, Б. С. Утевский, М. Д. Шаргородский и др. В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне — НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральном прокуроре Российской Федерации). С 1964 г. криминология стала преподаваться в вузах страны. В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии. Современная российская криминология развивается не на пустом месте, она многое заимствует из прошлого. Вместе с тем многое пересматривается, трактуется по-новому с учетом реалий переходного периода. И это позволяет криминологической науке вносить свой вклад в реализацию государственной политики в борьбе с преступностью.

⇐ Предыдущая1234

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *