Платные услуги в ДОУ

Платные услуги в ДОУ

Юлия Григорян
Алгоритм организации дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ

Алгоритм организации дополнительных платных образовательных услуг

Организация дополнительных платных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации – неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Введение такой деятельности предполагает системную работу и большую ответственность, прежде всего перед заказчиками услуг – родителями воспитанников. И для того, чтобы развивать данное направление успешно и выгодно для своего учреждения, необходимо разработать алгоритм организации дополнительных платных образовательных услуг, что и было сделано в нашем ДОУ.

Прежде всего, была изучена нормативно-правовая документация. Одним из основных документов является постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706, утвердившее Правила оказания платных образовательных услуг, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и Законом РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 «О лицензировании образовательной деятельности государственные и муниципальные образовательные учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, без получения дополнительных лицензий.

На втором этапе необходимо было изучить спрос на услуги дополнительного образования среди родителей и воспитанников ДОУ и соотнести его с возможностями учреждения (кадры, помещения, программы). Для этой цели была разработана анкета для родителей, в рамках которой мы смогли проанализировать платёжеспособность родителей, их потребности и пожелания, выявить предпочтения. Затем сформировали перечень услуг, которые планировали предоставлять. Для того, чтобы заинтересовать родителей, организовали рекламу на групповых стендах ДОУ, на сайте учреждения, пригласили педагогов, которым было предоставлено право оказания дополнительных образовательных услуг, на родительские собрания с краткой презентацией дополнительных образовательных программ.

На третьем этапе решались организационные вопросы – составлялись списки воспитанников, проходил подбор педагогов дополнительного образования как среди постоянных сотрудников ДОУ, так и с привлечением работников со стороны.

Следующий этап был связан с разработкой пакета документов на предоставление дополнительных платных образовательных услуг. Было разработано

1. Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг по программам дополнительного образования и иных платных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребёнка — детском саду в соответствие с

• Гражданским кодексом Российской Федерации,

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

• Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,

• Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,

• «ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2015 г.,

• Письмом Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,

• приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»,

• приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

• Правилами «СанПин» 2.4.1.3049-13,

• Лицензией №___ от. 201 г. на осуществление образовательной деятельности,

• уставом ДОУ.

2. Положение об ответственном лице за организацию работы по оказанию платных услуг.

Положение регламентирует деятельность и определяет полномочия ответственного лица за организацию работы по оказанию платных услуг в образовательном учреждении.

Положение утверждается одним приказом вместе с Положением об организации платных услуг.

3. Приказ об утверждении прейскуранта стоимости платных услуг, прейскурант стоимости платных услуг.

4. Письмо в ДО АГТ о направлении копии прейскуранта стоимости платных услуг.

5. Приказ об организации предоставления платных услуг.

Приказом устанавливается Перечень платных услуг, оказываемых образовательным учреждением в 20— 20__ учебном году (без стоимости, стоимость устанавливается в прейскуранте). Назначаются ответственные лица за организацию платных услуг в образовательном учреждении. Устанавливается перечень мероприятий в целях организации предоставления платных услуг в образовательном учреждении.

6. Приказ об утверждении расчетных данных для установления стоимости платных услуг.

Так, в соответствии с Порядком локальным нормативным актом образовательногоучреждения должно быть установлено:

• количество детей в группах, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий

• площадь недвижимого имущества, используемая непосредственно для оказания платных услуг;

• количество часов, затраченное на оказание платной услуги в месяц;

• количество месяцев оказания платных услуг

• наполняемость групп (количество потребителей платных услуг, получающих платную услугу в группе в течение месяца, их возрастные категории, продолжительность оказания единицы платной услуги, количество в месяц единиц платной услуги

• количество единиц необходимых основных средств, для оказания определенной платной услуги

• количество единиц затрат (услуг, работ).

7. Форма заявления на оказание платных услуг.

Используется для заполнения родителями, желающими получить услугу для ребенка.

8. Форма заявления о прекращении оказания платных услуг/ изменения перечня оказываемых платных услуг.

Используется для заполнения родителями, желающими прекратить оказание услуги либо изменить перечень оказываемых ребенку услуг.

9. Форма дополнительного соглашения к договору об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

На следующем этапе необходимо было наметить контрольные мероприятия, которые бы определяли качество предоставления дополнительных платных образовательных услуг. Вся образовательная деятельность учреждения контролируется.По договору ответственность сторон устанавливается в полной мере: «Заказчик при обнаружении недостатка платной образовательной услуги, в том числе оказания ее не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы,вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательной услуги;

б) соразмерного уменьшения стоимости, оказанной платной образовательной услуги;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной платной образовательной услуги своими силами или третьими лицами.

5.5. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора и потребовать полного возмещения убытков, если в течение месяца недостатки платной образовательной услуги не устранены Исполнителем.

5.6. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанной платной образовательной услуги (неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения) или иные существенные отступления от условий настоящего Договора.

5.7. Заказчик вправе в случае, если Исполнитель нарушил сроки оказания платной образовательной услуги (сроки начала и (или) окончания оказания платной образовательной услуги и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платной образовательной услуги стало очевидным, что она не будут осуществлена в срок,по своему выбору:

а) назначить Исполнителю новый срок, в течение которого Исполнитель должен приступить к оказанию платной образовательной услуги и (или) закончить оказание платной образовательной услуги;

б) поручить оказать платную образовательную услугу третьим лицам за разумную цену и потребовать от Исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платной образовательной услуги;

г) расторгнуть настоящий Договор.

5.8. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платной образовательной услуги, а также в связи с недостатками платной образовательной услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.9. Исполнитель вправе отказать Заказчику в оказании дополнительной услуги, если Заказчик допускает нарушения, предусмотренные настоящим договором и дающие Исполнителю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения услуг». Поэтому в ДОУ назначается ответственный за предоставление услуг с точки зрения их организации: «Назначить заместителя заведующего Ф. И. О. ответственным лицом за организацию платных услугв учреждении и возложить обязанности по осуществлению контроля за:

– наличием образовательных программ по оказанию платных образовательных услуг;

– графиком проведения занятий;

– выполнением учебной нагрузки;

– заключением договоров на оказание услуг с заказчиками;

– обновлением информации на информационных стендах, сайте учреждения, связанной с оказанием платных услуг.

3. Назначить ответственными лицами за организацию платных услуг в учреждении:

старшего воспитателя Ф. И. О. – корпус 1;

старшего воспитателя Ф. И. О. – корпус 3;

старшего воспитателя Ф. И. О. – корпус 4.

возложить на них обязанности по:

3.1. при заключении Дополнительных соглашений к договору об образовании по образовательным программам дошкольного образования с родителями (законными представителями) обеспечить получение родителями (законными представителями)воспитанников полной и достоверной информации:

а) об Исполнителях и оказываемых ими Услугах,

б) о перечне документов, предоставляющих право учреждению на оказание Услуг и регламентирующих этот вид деятельности;

в) о должностных лицах образовательного учреждения, ответственных за оказание Услуг и о специалистах, оказывающих их;

г) о перечне видов Услуг, тарифах;

д) о программах дополнительного образования;

е) о расписании занятий;

ж) о порядке оказания Услуг и их оплаты» .

Заведующий ДОУ в полной мере несёт ответственность за организацию и осуществление дополнительных платных образовательных услуг. Также деятельность ДОО по оказанию дополнительных платных образовательных услуг контролируется органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области образования, с целью исполнения законодательства РФ при оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Итак, проанализировав спрос родителей (основных заказчиков услуг, материально-техническую базу нашего учреждения, кадровую составляющую, разработав основной пакет документов, мы пришли к выводу, что в нашем ДОУ есть возможность организовать и оказывать дополнительные платные услуги с целью «удовлетворения потребностей воспитанников в получении дополнительного образования, формирования и развития их творческих способностей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, организации их свободного времени, а также выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности». В соответствии с Уставом ДОУ «3.1. Учреждение оказывает следующие платные услуги:

3.1.1. Услуги по дополнительному образованию (реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных муниципальным заданием, физкультурно-оздоровительной, интеллектуально-развивающей, художественно-эстетической, творческой, познавательно-речевой, коррекционной направленности).

3.1.2. Услуги, сопровождающие образовательный процесс:

а) консультации для родителей (законных представителей) воспитанников с приглашением специалистов;

б) организация групп удлиненного режима пребывания детей;

в) проведение индивидуальных и массовых праздников и развлечений, организация экскурсий;

г) организация групп выходного дня;

д) проведение и организация театральных и цирковых представлений;

3.1.3. Услуги в сфере коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей (консультации психолога; психологические тренинги; психологическое тестирование с комментариями и рекомендациями; логопедические услуги).

3.1.4. Оздоровительные услуги (кислородные, витаминные коктейли, лечебно-оздоровительный массаж и гидромассаж ног).

3.1.5. Медицинские услуги в соответствии с лицензией.

3.1.6. Услуги общественного питания (организация питания работников Учреждения, реализация буфетной продукции, организация питания детей, осуществляемая за рамками муниципального задания учредителя).

3.1.7. Услуги по проведению семинаров, конференций, мастер-классов, стажировок педагогических работников, работников образовательных организаций.

3.1.8. Фото- и видеосъемка в период проведения массовых и праздничных мероприятий», педагогическим коллективом был утверждён перечень дополнительных платных образовательных услуг по программам дополнительного образования и иных услуг на Педагогическом совете ДОУ.

Теперь наши воспитанники в течение года имеют возможность посещать разнообразные дополнительные услуги, родители (заказчики услуг) удовлетворены перечнем оказываемых услуг и в полной мере могут развивать те способности своих детей, которые считают наиболее приемлемы именно для их конкретных детей.

Светлана Глушко
Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО.

Краева Светлана Александровна,

Особенностью современного рынка услуг дошкольного образования является оказание дополнительных платных образовательных услуг. Лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг получили и автономные сады нашего района. Данная статья будет полезна тем ДОО, которые начинают внедрять в образовательный процесс дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения. Эти услуги, не финансируются сельским, районным, республиканским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу родителей (статья 45 Закона «Об образовании»). Организация дополнительных услуг — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных, региональных и муниципальных задач в области дошкольного образования.

Дополнительные образовательные услуги на современном этапе интегрируются в содержание реализуемой детским садом основной образовательной программы для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности (ФГОС ДО).

Реализация современной модели дополнительных образовательных услугв ДОУ призвана способствовать:

— Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

— Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

— Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

— Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

— Созданию механизмов как внутренней, так и внешней системы оценки качества, ориентированной на повышение эффективности педагогического воздействия;

— Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в работе по оказанию дополнительных услуг.

Пред тем, как внедрить дополнительные платные образовательные услуги необходимо убедиться,что:

• в уставе образовательного учреждения указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);

• оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;

• платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Модель организации платных образовательных услуг в ДОО:

1 этап — Определение спектра дополнительных образовательных услуг.

Для исследования потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услугпроводится анкетирование родителей:

1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОО

2. Сколько вы готовы платить за дополнительные образовательные услуги.

2 этап — Составление программ кружков и секций.

Руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОО.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей, учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам,из опыта работы детский сад чаще всего выбирает следующие направления:

• Художественно — эстетическое развитие (обучение танцам, хореография, кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, игре на музыкальных инструментах, вокалу);

• физическое воспитание и развитие (гимнастика, детский фитнес, спортивные танцы, «школа мяча»);

• интеллектуальное развитие (шахматы, шашки, развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика, экспериментальная деятельность, предшкола);

• раннее развитие (сенсорное воспитание, развитие логики, речи и др.);

• экологическое образование;

• экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

Программа включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно — тематический план.

4. Содержание дополнительной образовательной программы.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

3 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг

4 этап — Расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг.

5 этап — Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

Администрация проводит беседу, определяет профессиональную компетентность и назначает педагогов по дополнительному образованию. Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками и родителями, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой проектирования исследовательской работы.

6 этап — Создание нормативной базы.

1. Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

2. Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг.

3. Должностные инструкции педагогов кружков.

4. Издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг, прием заявлений от родителей.

5.Разработка необходимой документации: табель посещаемости кружка, программа, перспективный план.

7 этап — Организация рекламной кампании.

1. Проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами. Презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги.

2. Создание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.

3. Проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг.

4. Организация концертов, праздников, выставок детских работ, соревнований.

5. Информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции.

6. Индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг.

7. Информация о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.

8 этап — Заключение договоров с родителями и руководителями кружков.

9 этап — Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.

Потенциал дополнительного образования служит для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества, обеспечивает повышение качества образовательных услуг, помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов, обладающих высоким профессионализмом. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу — социализации и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных платных образовательных услуг в условиях современных автономных дошкольных учреждений.

Список использованной литературы:

1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно — метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» .

Попова Елена Михайловна

Организация дополнительных образовательных услуг

в современном детском саду.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.

Сегодня система дополнительного образования детей в условиях дошкольной образовательной организации все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры) . В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг, в этой связи особую актуальность приобретают вопросы организации дополнительных образовательных услуг в современном детском саду.

Актуальность данного исследования определяется рядом объективно существующих противоречий между:

— требованиями, запросами потребителя образовательных услуг и полнотой предоставляемых услуг в образовательной организации;

— необходимостью использования дополнительных образовательных услуг как средства экономической самостоятельности образовательных организаций и недостаточным опытом работы в данном направлении.

Обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду».

Отсюда проблема исследования: каковы в настоящее время теоретические и практические основания реализации, совершенствования и организации дополнительных платных образовательных услуг как средства, обеспечивающего эффективное развитие экономической самостоятельности дошкольной образовательной организации?

Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и практически совершенствовать организацию дополнительных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №38» г. Калтан.

Объект изучения — дополнительные образовательные услуги и их организация в дошкольном образовании.

Предмет исследования — совершенствование системы дополнительного образования детей в ДОО.

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что увеличение количества платных дополнительных образовательных услуг в современном детском саду обеспечит:

— удовлетворение социального заказа различных групп населения в части развития и образования детей дополнительно к исполнению государственного заказа, финансируемого бюджетными ассигнованиями;

— большие возможности для всестороннего развития детей;

— появление экономической заинтересованности у учреждения в части увеличения заработной платы педагогов и улучшения условий их труда;

— совершенствование материально-технической базы детского сада за счет привлечения средств, полученных от платных образовательных услуг.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.2. Исследовать проблему финансирования и организации дополнительных образовательных услуг в МБ ДОУ » Детский сад №38″ г. Калтан. 3. Разработать и реализовать мероприятия по совершенствованию организации дополнительных образовательных услуг в МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан.

Изучение и анализ состояния дополнительного образования в Российской Федерации позволил увидеть, что понятие «образовательные услуги» с 90-х годов до сегодняшнего времени претерпело в нашей стране содержательное изменение. Так принятый в 1992 году закон «Об образовании» под такими услугами подразумевал деятельность образовательных учреждений, которая приносит дополнительную прибыль . В то время образование являлось социальным благом, которое люди гарантированно получали бесплатно. Сегодня мы привыкли к тому, что образование стало услугой, предоставляемой в рамках образовательных стандартов. Правила предоставления таких услуг регламентируются постановлениями Правительства России (от 5.06.2001г., от 1.04.2003г.).

В законе «Об образовании» в 1992 году к образовательным услугам относилось «обучение по дополнительным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги» . При этом указывалось, что «все это не может заменять основную деятельность, финансируемую из бюджета». Изменился и круг субъектов, которые могут предоставлять такие услуги. В 90-е годы это были, как правило, государственные и муниципальные образовательные учреждения. Причём наличие платных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в Уставе образовательного учреждения.

Сегодня система образования представляет собой рынок услуг. По определению ГОСТ Р 50646-94 и стандарта ИСО 9004-2 услуга – это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги .Услугой также называют процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг.

Основная образовательная услуга находит свое отражение в основной деятельности дошкольного учреждения, осуществляющейся в рамках государственного функционирования и направленной на реализацию стандарта минимума.

Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Понятие дополнительная образовательная услуга строится на основе общего понятия услуги как некоторой деятельности, удовлетворяющей спрос .

Опираясь на этимологию понятия «дополнительный» и сущность понятия «образовательная услуга» мы сформулировали рабочее определение понятия «дополнительная образовательная услуга».

Таким образом, под дополнительной образовательной услугой мы понимаем — комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой в дошкольном учреждении основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка .

Платные услуги – хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами . При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Но, тем не менее, нормативная база организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана.

В постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» предложен следующий их перечень: обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия по углубленному изучению предметов.

По утверждению М. Зацепиной, дополнительное образование необходимо для дошкольников: во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе; во-вторых, это создание условий для боле интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное учреждение и семья . Кроме того, важной представляется точка зрения, согласно которой для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, организация дополнительных образовательных услуг в ДОО – неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Анализ организации дополнительных образовательных услуг в МБ ДОУ «Детский сад №38» г.Калтан свидетельствует о возрастающих потребностях детского сада в дополнительных источниках финансирования, увеличении ассортимента предлагаемых услуг.

На сегодняшний день МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан оказывает 6 дополнительных платных образовательных услуг большому количеству воспитанников ДОУ, практически полностью удовлетворяя образовательные запросы семей.

Организация дополнительных платных образовательных услуг в детском саду строилась поэтапно.

1 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг ( Лицензия № 14983 от 30 апреля 2015 г.)

2 этап – составление программ кружков и секций, определение спектра дополнительных образовательных услуг.

На данном этапе проводилось анкетирование родителей с целью изучения запросов потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услуг. Результаты опроса определили спектр дополнительных образовательных услуг в детском саду.

3 этап – руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОО.

В МБ ДОУ » Детский сад №38″ реализуются следующие образовательные программы дополнительного образования детей:

«Я читаю сам» (для детей 4-7 лет) «Веселый язычок» (для детей 4-7 лет) «Акварелька» (для детей 4-7 лет) «Малыши крепыши» (для детей 3-4х лет) «Пловцы» (для детей 4-7 лет) «Малышки» (адаптационная группа, данная программа реализуется с марта по май для детей с 1,5 до 2-х лет).

На 4 этапе осуществлялся расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Согласно решению о внесении изменений в постановление Калтанского городского Совета народных депутатов «О дополнительных платных образовательных и других услугах, оказываемых муниципальными образовательными учреждениями города Калтан» от 23.12.2009 №14/152 были утверждены следующие тарифы на дополнительные платные образовательные и другие услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями города Калтана:

— 80 рублей – тариф устанавливается за один «академический» час оказания услуги на одного воспитанника (обучающегося) при формировании группы в количестве до 50% от установленной нормативной (предельной) наполняемости по типам и видам учреждений, групп воспитанников (обучающихся) и является максимально допустимым;

— академический час обучения определяется на основании СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 11.9) в следующей продолжительности:

вторая младшая группа – 15 мин. средняя группа – 20 мин. старшая группа – 25 мин. подготовительная к школе группа – 30 мин.

В перечень льготных категорий граждан, для которых устанавливается оплата за дополнительные платные образовательные услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями города Калтана, в размере 50% от утвержденных тарифов, вошли: многодетные семьи (3 и более детей дошкольного и школьного возраста); родители-инвалиды, родители детей-инвалидов; семьи военнослужащих, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы; ветераны боевых действий; матери-одиночки; малообеспеченные семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты; граждане, осуществляющие опеку или попечительство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; участники ликвидации Чернобыльской аварии и приравненные к ним категории граждан; работники образовательного учреждения, получающие дополнительные платные услуги в образовательном учреждении, в котором трудоустроены.

Пятый этап предполагал назначение и подготовку специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

Шестой этап предполагал создание нормативной базы: положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ; заключение договора с родителями об оказании платных образовательных услуг; должностные инструкции педагогов кружков; издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг, прием заявлений от родителей; разработка необходимой документации (табель посещаемости кружка, программа, перспективный план).

Организация рекламной кампании определило содержание седьмого этапа: проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами (презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги); создание и распространение рекламных буклетов, объявлений, приглашений; проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг; организация концертов, праздников, выставок детских работ, соревнований; информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции; индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг; размещение информации о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.

На восьмом этапе осуществлялось заключение договоров с родителями и руководителями кружков.

Целью девятого этапа явился контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.

Следующим направлением экспериментального исследования было изучение степени удовлетворенности родителей оказываемыми дополнительными образовательными услугами.

Данные численности воспитанников, получающих дополнительные образовательные услуги в МБ ДОУ » Детский сад №38″ за период 2015- 2018 годы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Численность воспитанников, получающих дополнительные образовательные услуги в МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан

Анализ результатов показал тенденцию к росту в получении платных образовательных услуг (в 2016 г. рост по отношению к 2015 г. составил 19%, в 2017 г. рост по отношению к 2016 г. составил 49%).

Логическим подтверждением, полученных данных является увеличение дохода детского сада от организации дополнительных платных образовательных услуг. Данные анализа доходов от оказания дополнительных платных образовательных услуг представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Доход от дополнительных платных образовательных услуг

Доход от дополнительных платных образовательных услуг вырос с 10.800 руб. в 2015 г, до 128.160 руб. в 2017 г. Что свидетельствует об эффективности внедрения платного дополнительного образования в ДОУ.

Проанализировав рейтинг направлений дополнительных платных образовательных услуг, мы увидели, что среди наиболее востребованных оказался кружок «Пловцы». Данный кружок реализуется с 2016г. и с каждым годом количество детей по данному направлению возрастает. Если в 2016г. кружок посещали 4% от общего количества детей ДОУ, то в 2018г. это число возросло до 13% от общего количества детей ДОУ. Как показал опрос родителей, растет и степень удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Пловцы» ( см. рисунок 3).

Рисунок 3 — Степень удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Пловцы»

Среди лидеров по востребованности среди потребителей образовательных услуг оказался кружок «Веселый язычок». Так в 2016г. кружок посещали 10% от общего количества детей ДОУ, то в 2017г это число возросло до 19% от общего количества детей ДОУ. Показатели степени удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Веселый язычок» представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 — Степень удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Веселый язычок»

В 2018 г. в ДОУ, стал реализовываться новый «Я читаю сам» количество детей посещающих данный кружок составляет 16% от общего количества детей ДОУ, что свидетельствует о востребованности данной услуги у потребителя.

Достигнутые успехи в реализации дополнительных платных образовательных услуг в детском саду (высокая степень заинтересованности и удовлетворенности детей и родителей, увеличения заработной платы педагогов и улучшения условий их труда, совершенствование материально-технической базы детского сада за счет привлечения средств, полученных от платных образовательных услуг) являются результатом их продуманной организации, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Дальнейшую оптимизацию организации дополнительных платных образовательных услуг в детском салу мы видим в создании условий для социального партнерства ДОУ; дальнейшего совершенствования материально- технической базы детского сада за счет привлечения полученных средств от платных образовательных услуг; совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг, например, обновление нормативной базы, создании прозрачности, открытости системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; организация рекламы, оказываемых ДОУ дополнительных услуг, с использованием ее разнообразных видов, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей; разработки и внедрении механизма материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе.

Литература:

Платные дополнительные образовательные услуги в детском саду
«Елочка»

Надо ли нам посещать дополнительные услуги?

Каждый малыш стремится к творчеству и движению.
Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. Детский сад «Елочка» вознаграждает это стремление интересными занятиями, которые помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. Дополнительные занятия позволяют ребёнку раскрыться, а Вам увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!

Как выбрать дополнительную услугу?

Вы пока еще не знаете, чем интересуется Ваш малыш и хотите выявить его способности как можно раньше? А может быть перед Вами уже стоит определенная цель — художественная или музыкальная школа? В любом случае, Вам также не обойтись без физического развития малыша – ведь независимо от сферы интересов ребёнок должен вырасти здоровым и уверенным в себе. Не надо терзаться сомнениями, выбирая ту или иную услугу.
В дошкольном возрасте ребенок может посещать сразу несколько дополнительных услуг, поскольку занятия для малышей не утомительны и построены в игровой форме. Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка и не требуют от него особых способностей и талантов.

Дополнительные услуги в детском саду «Елочка».
Есть сферы, в которых должен попробовать себя каждый дошколёнок, ведь независимо от способностей и интересов он будет получать от них удовольствие и пользу.
К ним можно отнести услуги таких направлений как:
– художественно-эстетическое;
– интеллектуально-познавательное.

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение вокальному пению» детей 3- 4 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение вокальному пению» для детей 4 – 5 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение вокальному пению» для детей 5-7 лет

Фея музыки знакомит ребят с основами музыкальной грамоты, развивает ритм, ладовое чувство и певческие способности, обучает творческому музицированию и импровизации на детских музыкальных инструментах, развивает природную музыкальность. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в концертах перед детской и взрослой аудиторией.

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение живописи» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение живописи» для детей 4-5 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение живописи» для детей 5-6 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение живописи» для детей 6-7 лет

Основы изобразительной грамоты ребята постигают в игре, учатся работать с различными художественными материалами (песок, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, тушь), овладевают различными нетрадиционными приёмами рисовании. Педагогами используются методики, направленные на формирование художественно-образного и пространственного мышления, расширение диапазона чувств, воображения и фантазии. Наши юные художники —  постоянные участники и лауреаты многочисленных городских и областных конкурсов.

Дополнительная общеразвивающая программа по речевому развитию «Выразительное чтение» для детей 4-7 лет

Основной задачей кружка является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить выразительность, оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учить правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Основы информационных технологий» для детей 5-7 лет

Основными задачами кружка является формирование представления о возможностях компьютера в сфере изобразительного творчества, познавательной и поисковой активности, умения владеть правой кнопкой манипулятора «мышь»и основными кнопками клавиатуры, развитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению, развитие информационной компетентности, приобретение практических навыков работы на ПК, в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint2007 и Интернете.

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Изготовление игрушки» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Изготовление игрушки» для детей 4-5 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Изготовление игрушки» для детей 5-6 лет

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. Основными задачами кружка является развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла, способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей 4-5 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей 5-6 лет

Игровые сеансы «Занимательной математики» направлены на формирование у детей математических навыков, через развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам: блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Логика для дошкольников» для детей 6-7 лет

Данный курс реализуется в рамках интеллектуально – познавательной направленности дошкольников и направлен на гармоничное развитие личности, на формирование следующих знаний: названия геометрических фигур, их свойства; принципы решения задач на логику, умения осуществлять анализ, синтез, классификацию; выявлять три свойства блока (форму, цвет, величину), объединять фигуры (блоки) по одному свойству; образовывать числа в пределах 10 на основе измерения и цвета; воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения; применять четкую и точную терминологию.

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение танцам» для детей 2-3 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение танцам» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение танцам» для детей 4-5 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение танцам» для детей 5-6 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Обучение танцам» для детей 6-7 лет

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Занятия экопластикой» для детей 2-4 лет

На сегодняшний день развитие художественно-эстетических способностей детей и экологическое воспитание является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста. Приобщать детей к миру прекрасного надо, как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т.д. Чтобы помочь детям понять и осознать окружающий нас мир природы, в нашем саду ведется кружок «Экопластики». Основными задачами которого являются развитие у детей природных задатков, творческого потенциала: фантазии, наблюдательности, образного и пространственного мышления, памяти, воображения, моторики рук и глазомера, через работу с природными материалами.

Дополнительная общеразвивающая программа по речевому развитию «Обучение английскому языку” для детей 5-7 лет

Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. Освоение детьми английского материала осуществляется, в рамках ситуации общения. Каждый вид ОД строится как вид общения, максимально приближенный к естественному общению.

Цели курса:ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;введение элементарных языковых конструкций;создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора;развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа по социально-коммуникативному развитию «Группа кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад» для детей 1-2 лет

Система занятий направлена на оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, развитие детей раннего возраста, оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста. Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям. Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);

Продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);

Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры);

Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками фольклор, художественная литература);

Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

Дополнительная общеразвивающая программа по физическому развитию «Детский фитнес” для детей 3-7 лет

Программа «Детский фитнес» является программой физкультурно- спортивной направленности, предназначена для детей от трех до семи лет и рассчитана на 4 года обучения. Новизна программы заключается в рациональном сочетании различных направлений детского фитнеса, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей 3-7 лет, правильное формирование опорно- двигательной системы детского организма. Предлагаемые в программе игры и упражнения оптимизируют процесс формирования правильной осанки и укрепление сводов стопы, развитие двигательных способностей, достижение определенного уровня морфофункциональной зрелости, физической работоспособности, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *