Торги без объявления цены

Торги без объявления цены

Конечно скорее всего этот Кутумов аферист (в том смысле, что хочет купить за копейки имущество) так как фигурирует во многих судебных актах. Но вот решение суда второй инстанции где решение ФАС в отношении комитета признано верным.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. N 18АП-231/2014
Дело N А07-13823/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 декабря 2013 года по делу N А07-13823/2013 (судья Сафиуллина Р.Н.).
Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее — заявитель, Комитет, организатор торгов) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее — заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными решения от 23.07.2013 N 5/8019 и предписания от 19.07.2013 N 26-123-18.1/13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Кутумов Дмитрий Анатольевич (далее — Кутумов Д.А., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований Комитету отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, Комитет указывает на то, что проведение торгов без объявления цены регулируется нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества» (далее — Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ) и Положением об организации продажи государственного и муниципального имущества без объявления цены, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549 (далее — Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549), нормами которых, руководствовался заявитель при проведении торгов. Также податель апелляционной жалобы ссылается на то, что он действовал согласно постановлению администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 08.05.2009 N 989, которым утверждено Положение об организации продажи имущества, находящегося в собственности городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, без объявления цены, которое не противоречит вышеуказанному Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ и Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу УФАС России по Республике Башкортостан просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая Комитету в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности вынесенных антимонопольным органом решения и предписания.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба гр. Кутумова Д.А. на действия организатора торгов — Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, при проведении торгов по продаже муниципального имущества без объявления цены на право заключения договора купли-продажи объекта недвижимости — помещений NN 1-9, 11-12, 15-20 в подвале четырехэтажного кирпичного жилого здания, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Свердлова, д. 26, общей площадью 210,0 кв. м. Суть жалобы Кутумова Д.А. заключалась в том, что он, предложив за муниципальное имущество наибольшую цену (29 800 рублей), был уведомлен об отказе в рассмотрении поданного им предложения о цене приобретения объекта муниципального имущества без объявления цены на право заключения договора купли-продажи объекта, по причине того, что предложенная цена не соответствует реальной стоимости объекта и не покрывает фактически понесенных затрат по предпродажной подготовке объекта (паспортизация, определение рыночной стоимости объекта, публикация в СМИ).
УФАС России по Республике Башкортостан 23.07.2013 было вынесено решение по жалобе N 123-18.1/12, которым:
— признана обоснованной жалоба Кутумова Д.А. на действия организатора торгов — КУС Минземимущества РБ по г. Октябрьский при проведении торгов по продаже муниципального имущества без объявления цены на право заключения договора купли-продажи объекта недвижимости: лот N 2 объект — помещения NN 1-9, 11-12, 15-20 в подвале четырехэтажного кирпичного жилого здания, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Свердлова, д. 26, общей площадью 210,0 кв. м, в части подведения итогов рассмотрения заявок на участие в торгах (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov/ru: 110613/0069722/01) (п. 1);

— признаны действия постоянно действующей комиссии по продаже муниципального имущества городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан КУС Минземимущества по г. Октябрьский, нарушившей ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ при проведении соответствующих торгов по лоту N 2 (п. 2);
— решено выдать предписание по устранению выявленных нарушений (п. 3).
УФАС России по Республике Башкортостан Комитету выдано предписание от 19.07.2013, которым заявителю предписано:
1. Отменить протокол N 10 от 09.07.2013 рассмотрения заявок на участие в торгах.
2. Повторно рассмотреть заявки претендентов по лоту N 2 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. Разместить соответствующую информацию на официальном сайте в сети Интернет и иных источниках информации, предусмотренных действующим законодательством.
В силу условий п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, одним из способов приватизации муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. При этом приватизация государственного имущества способом продажи без объявления цены подпадает под категорию торгов.
Статьей 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ установлен порядок продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Данное требование носит императивный характер.
В извещении о проведении торгов N 110613/0069722/01 содержится информация о том, что ранее проводимые торги (протоколы от 26.10.2012, 05.02.2013, 12.04.2013) в форме продажи посредством публичного предложения, открытого по составу участников и форме подачи предложений по цене, признавались несостоявшимися по причине отсутствия соответствующих заявок.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.
Порядок размещения и содержания информационного сообщения и приватизации государственного или муниципального имущества установлены статьей 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Пунктом 3 указанной статьи определено, что информационное сообщение должно содержать, в том числе, способ приватизации имущества и порядок определения лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены.

Пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ установлено, что в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, в отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества Положение является примерным.
В соответствии с абз. 2 п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549 зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает право претендента на обращение в суд с иском о понуждении продавца к заключению договора.
Указание арбитражным судом первой инстанции на то, что нормы ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации являются неприменимыми к правоотношениям, возникающим при приватизации государственного имущества путем продажи без объявления цены, — является обоснованным.
Нормы п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549, таким образом, неприменимы к спорной ситуации.
Следовательно, отказ Кутумову Д.А. по мотивам того, что предложенная цена не соответствует реальной стоимости объекта и не покрывает фактически понесенных затрат по предпродажной подготовке объекта, — не соответствует нормам Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
С учетом изложенного, антимонопольный орган обоснованно признал факт нарушения заявителем условий п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы заявителя судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 декабря 2013 года по делу N А07-13823/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Октябрьскому — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты. В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов
Согласно положениям норм законов таких, например, как ФЗ 44 и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги. Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника. А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов. В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Полномочия муниципалитетов по торгам имуществом

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

  1. Приоритетное право выкупа или аренды. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и на федеральном уровне устанавливающий, ранее не предусмотренный законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно Закону от 22.07.2008г. (ст. 3) предприниматели могут выкупить (заключить муниципальный контракт без торгов) арендуемое недвижимое имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или из муниципальной собственности (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) при одновременном соблюдении следующих условий:

Муниципальные контрактыСистема управления муниципальным имуществом

  • Арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух лет или более до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 на основании договора или договоров аренды этого имущества. При этом возможны ситуации, когда арендатор на момент вступления в силу Закона от 22.07.2008г. владел арендованным имуществом два или более двух лет, но договор аренды прекратился, и только затем было принято решение о приватизации данного имущества. Понятно, что в таком случае право на выкуп у бывшего арендатора возникнуть не может.

Известно, что договор аренды может быть заключен и на определенный, и на неопределенный срок. При этом, если договор заключен на срок от одного года и более, у арендатора возникает право на выкуп (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) только в случае государственной регистрации договора аренды в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

  • Отсутствует задолженность по арендной плате за арендуемое имущество. Отсутствует задолженность по неустойкам (штрафам, пени) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч.4 ст. 4 Закона от 22.07.2008г., а в случае, прямо предусмотренном Законом от 22.07.2008г., — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
  • Арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. См. ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Выкупить имущество можно только в том случае, если публичный собственник (муниципалитет) не включил его в перечень объектов, используемых для адресной поддержки малого и среднего бизнеса. Например, бизнес — инкубаторы, торговые заведения для данной категории предпринимателей и пр.
  • Площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 961 предельные значения были установлены в размере 1000 кв. метров, а максимальная рассрочка платежа – 3 года. Для сравнения — Законом Республики Татарстан от 3.10.2008 № 79-РТ предельные значения были установлены в размере 1500 кв. метров с максимальной рассрочкой 12 месяцев.

В общем порядке арендатор, желающий выкупить имущество, реализует право на выкуп по цене, определяемой в особом порядке – независимым оценщиком. И потому он не связан условиями продажи, согласованными между покупателем и продавцом.

Закон от 22.07.2008г. содержит две процедуры выкупа: перед выставлением на продажу в процессе приватизации и инициативный выкуп по заявлению арендатора.

В первом случае, собственник намерен приватизировать недвижимость, которую занимает арендатор, и включает ее в нормативные акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Арендатор же в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 г. в этом случае вправе обратиться к публичному собственнику с заявлением о своем намерении выкупить недвижимое имущество до его приватизации. Это заявление порождает обязанность публичного собственника заключить договор купли-продажи данного имущества с арендатором и таким образом остановить приватизацию имущества по плану.

Второй случай. Арендатор может по своему усмотрению принять решение о реализации права на выкуп имущества (предусмотрено Законом от 22.07.2008г.) и направить соответствующее заявление публичному собственнику. Это заявление порождает обязанность собственника продать недвижимость субъекту малого или среднего предпринимательства.

  1. Приватизация муниципального имущества

Несмотря на то, что основной этап приватизации муниципального или государственного жилья в собственность остался в далеком прошлом, все же этот метод пока остается одним из основных, которым пользуются многие муниципалитеты России.

Согласно законам о приватизации 1997г («о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», от 21.07.1997 N 123-ФЗ) и 2001г. («О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ), под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.

Цели приватизации

Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:

  • добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
  • бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений;
  • гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения только один раз.

В качестве нормативно-правовой базы приватизации жилья даже в настоящее время используются следующие государственные акты.

Приватизация жилищного фонда в РФ регулируется в основном следующими правовыми актами:

  • Законом РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года №4;
  • от 25 февраля 2013 года №16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2
  • Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Сроки приватизации

Перечисленные нормативные акты являлись базой для органов муниципального управления для разработки своих собственных. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ процесс приватизации включает несколько этапов:

Приватизация квартиры

  • подача заявки на приватизацию;
  • принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
  • составление и утверждение плана приватизации;
  • заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора. т.е. заключение договора с муниципальным образованием без торгов.

При этом, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

  1. Лизинг муниципального имущества.

Почти в каждом муниципальном образовании в РФ есть немало предприятий, принадлежащих городской (поселковой) власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В некоторых случаях бывает оправдана не прямая продажа имущества таких предприятий, а продажа их через систему лизинговых контрактов.

В этом случае муниципалитет получает не только цену за конкретное имущество или объект недвижимости, но и в течение нескольких лет имеет возможность получения дополнительной прибыли в виде процентов, по переданному в лизинг имуществу.

К сожалению, такая форма продажи муниципального имущества без торгов используется довольно редко, так как муниципалитетам на рынке лизинга трудно конкурировать со специализированными коммерческими лизинговыми компаниями. Но в случае, если нужно пополнить местный бюджет — это бывает иногда почти единственным и оптимальным вариантом для городских властей, особенно небольших муниципалитетов.

В заключение

Остается отметить, что представленные основные варианты продажи муниципального имущества, минуя торги, аукционы и конкурсы, далеко не единственные. Имеются и специальные методы такие, например, как продажа части пакета акций, принадлежащих на праве собственности муниципальным органам власти. Но даже той информации, связанной с продажей муниципального имущества без торгов, вполне достаточно предпринимателям и гражданам, чтобы понять, как устроена система муниципальных торгов, и как там можно принять выгодное участие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *