Обязанности конкурсного управляющего

Обязанности конкурсного управляющего

При обсуждении вопросов банкротства коммерческих организаций часто можно услышать термин «конкурсный арбитражный управляющий». Данному лицу отдают весомое место в этой процедуре, но далеко не все участники процесса оформления банкротства знают о том, какими полномочиями наделён конкурсный управляющий, а также, какие обязанности лежат на его плечах.

Подробнее на этот вопрос отвечает Федеральный закон № 127 «О несостоятельности и банкротстве». В соответствии с этим нормативно-правовым актом, конкурсным управляющим признается лицо, которое было назначено арбитражным судом. Лицо назначается в ситуации, когда речь идет о принятии решения о признании банкротом должника. После назначения управляющего наступает стадия открытия производства на конкурсной основе, которая является завершающей стадией оформления банкротства предприятия.

Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства, которая была инициирована в отношении коммерческой организации, за которой числился долг. Производство подразумевает под собой процедуру, которая направлена на удовлетворение требований заемщиков и кредиторов. Срок проведения процедуры равен шести месяцам, существует возможность продления этого срока ещё на шесть месяцев по ходатайству участников.

После осуществления этой процедуры наступают соответствующие последствия. К ним относятся:

  • прекращение начисления штрафов, неустоек, а также иных поборов за неисполнение обязательств в отношении кредиторов,
  • наступает срок исполнения обязательств,
  • прекращается исполнительное производство,
  • прекращаются все сделки с недвижимым и движимым имуществом должника, которые могли повлиять на его передачу третьим лицам.

Назначение конкурсного управляющего

Процедура назначения конкурсного управляющего имеет ряд нюансов, которые необходимо соблюсти. По общим правилам лицо на должность управляющего назначается арбитражным судом. Происходит это в ходе конкурсного производства. С момента введения в дело управляющего на него ложится бремя ответственности, а также масса прав и обязанностей.

Процедуру назначения конкурсного управляющего можно разделить на несколько этапов.

  1. Для начала должник должен официально получить статус банкрота. Такой статус ему присваивает Арбитражный суд в ходе судебного заседания.
  2. Суд должен выяснить, есть ли у сторон, представленных должником и кредиторами, лицо, которое может стать кандидатом на должность управляющего. Стороны могут предоставить по одному кандидату, а также могут воздержаться от этой возможности.
  3. Представленные кандидаты проходят процедуру проверки. По общим правилам данные лица должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к должности конкурсного управляющего.
  4. То лицо, которое, по мнению, суда вызывает наибольшее доверие, становится управляющим.

Часто случаются ситуации, когда стороны не могут предложить кандидатуру. В этом случае суд оставляет за собой право обратиться в организацию арбитражных управляющих.

  1. От имени Арбитражного суда подается запрос на предоставление искомого лица.
  2. Судебная инстанция получает от вышеупомянутой организации целый список, в котором содержится информация о возможных кандидатах.
  3. Выбирается один, самый подходящий на эту роль. Стоит учесть, что организация арбитражных управляющих помогает суду осуществить выбор, ведь при формировании списка лица представлены в порядке убывания их профессиональных качеств.
  4. Должник и кредитор также могут принять участие в выборе конкурсного управляющего из списка. Если они не согласны с мнением суда, то в ходе заседания могут подать отвод.
  5. В случае отсутствия отводов суд утверждает кандидата на должность управляющего, и уполномочивает его приступить к делам.

Права арбитражного управляющего в конкурсном производстве

Должность конкурсного управляющего обязывает лицо принять на себя большой пласт прав и обязанностей. Права и обязанности такого лица перечислены в Федеральном законе «О несостоятельности или банкротстве» № 127.

К сведению Конкурсный управляющий осуществляет свою деятельность не бесплатно. После того, как совместно сторонами принято решение об утверждении лица на должность арбитражного управляющего, определяется размер вознаграждения за участие. Об этом факте выносится определение, которое должно быть исполнено. Определение суда о вознаграждении по закону не может быть обжаловано.

Полномочия конкурсного управляющего начинаются с момента его утверждения, и действуют до момента завершения конкурсного производства. В рамках процедуры несостоятельности юридического лица управляющий наделяется огромным спектром полномочий. При этом, при обоюдном желании сторон, права могут быть расширены, а вот их уменьшение законом не предусмотрено.

  • В ходе конкурсного производства управляющий уполномочен распоряжаться имуществом, которое на праве собственности принадлежит должнику.
  • Имеет право заявлять отказ от исполнения условий договора и сделок. Однако не вправе заявлять отказ от исполнения сделок должника в ситуации, если имеются обстоятельства, которые препятствуют восстановлению функции должника по платежеспособности.
  • Конкурсный управляющий уполномочен предъявлять иски, которые предназначены признать недействительными осуществляемые договора по сделкам от имени должника.
  • Конкурсный управляющий наделяется полномочиями по увольнению сотрудников, осуществляющих деятельность в организации должника. Также, ему подвластно увольнение руководителя.
  • Управляющий передает документы, имеющие отношение к должнику на хранение любому лицу, вызывающему доверие.
  • Конкурсный управляющий вправе осуществлять иные закрепленные за ним права, которые так или иначе могут быть связаны с исполнением обязанностей по процедуре.

Обязанности конкурсного управляющего

Помимо прав на управляющего возлагаются и обязанности. Все они предусмотрены Федеральным Законом №127, и обязательны к исполнению.

  • Конкурсный управляющий принимает имущество должника в свое непосредственное ведение.
  • Также он проводит инвентаризацию имущества.
  • Уведомляет сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организации должника о том, что в скором времени они будут уволены. При этом соблюдается срок, не позднее одного календарного месяца с момента инициации конкурсного производства.
  • Управляющий должен проанализировать финансовое состояние банкрота, оформить анализ документально. Управляющий обязан заявлять возражения, которые связаны с незаконными требованиями кредиторов.
  • Лицо принимает различные меры, которые имеют целью поиск, возврат имущества должника, которое по каким-либо причинам находится у других лиц.
  • Управляющий привлекает к процедуре специалиста — независимого оценщика, который осуществляет процедуру оценки имущества, закрепленного за должником.
  • Обязан принять меры, которые бы обеспечивали сохранность имущества лица.
  • Обязан предъявлять к третьим лицам требования о возвращении долга должнику, в ситуации, если имеются такие обременения.
  • Обязуется вести реестр, в котором будет фиксировать все требования кредиторов.
  • Также, конкурсный управляющий обязуется исполнять и другие обязанности, которые могут быть установлены судом в связи с законом о банкротстве.

Ответственность арбитражного управленца в конкурсном производстве

Мерам ответственности конкурсного управляющего отведена целая статья под номером 20. 4 Федерального закона 127.

  • В соответствии с этой нормой за ненадлежащее исполнение обязанностей, которые были возложены на него судом, лицо отстраняется от участия в процессе.
  • Грубое нарушение обязанностей, а также неисполнение требований суда влечет за собой дисквалификацию и отстранение от процесса.
  • Конкурсный арбитражный управляющий также несет материальную ответственность. Он обязан возместить сторонам, а также третьим лицам все убытки, которые были причинены в результате того, что управляющий не исполнил надлежащим образом свои обязанности.
  • Арбитражный управляющий может быть исключён из своей саморегулирующейся организации управляющих в ситуации, когда не единожды нарушал требования суда, пренебрегая своими обязанностями, что влечет за собой убытки со стороны кредитора и должника.

План действий

Реализуя свои полномочия в ходе судебного разбирательства, конкурсный управляющий придерживается следующего плана.

  1. После того, как его кандидатура была утверждена судом, управляющий должен заменить собой все сферы управления организацией, которая принадлежит должнику.
  2. Управляющий принимает на себя руководство организацией, при этом, заменяет собой должника.
  3. Он может вступать в отношения с контрагентами, формирует конкурсную массу, под которой понимают все материальные активы и денежные средства, которые остались в распоряжении должника. Именно эти активы должны пойти на погашение задолженности перед кредиторами.
  4. Конкурсный управляющий берёт на себя полномочия по получению денежных средств путем продажи, передачи в аренду, а также осуществляет иные действия, которые могут принести прибыль.
  5. После того, как все действия по реализации и распоряжению имуществом с целью получения дополнительных активов были приняты, управляющий переходит к следующей стадии. Он описывает всё имущество и инициирует процедуру инвентаризации. Она включает в себя проведение оценки, а также осуществление реализации имущества. При этом, реализация может быть осуществлено как одной массой, то есть переход к одному владельцу, так и проведена в форме аукциона, когда имущество будет раздроблено на несколько частей.
  6. Денежные средства перечисляются на счета кредиторов в порядке очереди. Конкурсный управляющий сам осуществляет это действие, и ведет реестр требований.
  7. Как только выплачиваются денежные средства, он снимает требования от кредиторов, задолженность перед которыми была погашена.
  8. Реестр требований закрывается только тогда, когда кредиторы не имеют претензий к должнику.
  9. После завершения всех расчетов, государство в лице Арбитражного суда получает отчет о деятельности, которая была проведена конкурсным управляющим. К отчету прикладывается документация, которая имеет наименование и ликвидационный баланс.
  10. По факту проверки отчета и бумаг, управляющий получает денежные средства за свои действия, и может считать, что он исполнил все необходимые требования и обязанности.

Вознаграждение конкурсного управляющего

Вопрос вознаграждения конкурсного управляющего также освещен в федеральном законе о банкротстве номер 127. Для этого необходимо обратиться к статье 20. 6. Управленец имеет право на получение вознаграждения, а также, в ситуации, если лицо понесло расходы в ходе осуществления процедуры, имеет право на их восполнение. Денежные средства, которые составляют сумму вознаграждения выплачиваются не из средств государства, а из средств должника, в ситуации, если таковые имеются.

Информация Вознаграждением является только фиксированная сумма, которую заранее оговаривается в суде. Однако, в законе есть упоминание о том, какова примерная величина выплаты в месяц. Для управляющего в рамках производства предусмотрено вознаграждение в виде 30 000 руб за один календарный месяц. Если лицо по каким-либо причинам отстраняют от осуществления своей деятельности прямо посреди процесса, то вознаграждение выплачивается до той даты, которая стала последней перед освобождением или отстранением.

Кредиторы также могут принять участие в назначении дополнительного вознаграждения для конкурсного управляющего. При этом, сумма дополнительного вознаграждения формируется за счет средств кредиторов.

Стоит уделить внимание такому моменту, как сумма процентов за вознаграждение такого лица. 3% от размера выплат кредиторам получает лицо в ситуации, когда удовлетворило менее, чем 25% требований.

  • 4,5% получает в ситуации, когда сумма приближается примерно 25%.
  • 6% от суммарного размера выплат в ситуации, если удовлетворено больше 50% требований.
  • 7% в ситуации, когда речь идет о сумме более чем 70%.

Для того, чтобы точно рассчитать сумму процентного вознаграждения необходимо использовать бухгалтерскую отчетность по состоянию активов должника.

Расходы

В ходе осуществления действий, которые направлены на участие в процедуре конкурсного производства, управляющий может нести расходы. Они могут быть связаны с проведением процедуры, которая необходима для выявления ситуации с активами должника. Также, расходы могут быть осуществлены на оплату работы таких специалистов как оценщик, оператор, реестродержатель, аудитор, бухгалтер и так далее.

Иногда денежные средства идут на оплату услуг третьих лиц, которые помогают в осуществлении обязанности управляющего. Все возможные ситуации, которые связаны с затратами перечислены в статье 20 Федерального закона номер 127. Стоит отметить, что в ситуации, даже если управляющий осуществляет выплаты из собственного кармана, все расходы ему возмещаются за счет средств оценщика. Данная норма предусмотрена статьей 20. 7.

Отчет арбитражного управляющего в конкурсном производстве

По факту завершения своей работы конкурсный управляющий должен предоставить отчет в арбитражную станцию. Отчет должен быть представлен в электронном и в печатном виде.

  1. Документ составляется на листе формата А4 компьютерным шрифтом. Указывается дата и место его составления.
  2. В обязательном порядке в шапке указывается информация об арбитражном управляющем.
  3. Вторым пунктом указываются сведения о лицах, которые могут быть привлечены управляющим для посредничества.
  4. Третьим пунктом указывается информация об имеющихся жалобах на действия управляющего.
  5. Важным пунктом является указание сведений о реализации управляющим своих прав и обязанностей.
  6. Важнейшим является перечисление сведений о конкурсной массе, которая выражена имуществом и финансовыми активами.
  7. По возможности указываются меры, которые были приняты управляющим для сохранности имущества.
  8. Всё время управляющий вел реестр требований кредиторов, и именно его он должен приобщить.
  9. Указываются сведения о размере требований, которые относятся к должнику.
  10. Указывается информация о работниках должника.
  11. Если управляющий понес какие-либо расходы, их тоже необходимо указать.
  12. Если к деятельности были привлечены третьи лица, об этом тоже необходимо написать.
  13. К отчету прикладывается реестр требований, документы, которые так или иначе подтверждают понесенные расходы, а также дополнительные бумаги, которые имеют место быть в конкретном случае.
  14. Указывается фамилия управляющего, подпись, ставится печать организации.

В соответствии со статьей 147 Федерального закона о банкротстве, все вышеуказанные требования являются законными. Отчет направляется в судебную инстанцию, о чем конкурсный управляющий должен уведомить стороны в лице кредитора и должника.

Обжалование действий

Если стороны по каким-либо причинам считают, что действия конкурсного управляющего незаконны, и нарушают их права, то они могут попытаться обжаловать эти действия. Для этого существует несколько способов.

  1. В первую очередь можно составить ходатайство, которое будет выглядеть в виде заявления или жалобы, и направить его в арбитражный суд. По факту рассмотрения вашего ходатайства, судья, при наличии законных оснований, вынесет управляющему предупреждение.
  2. Второй способ обжаловать действие сводится к подаче заявления в правоохранительные органы. Вы можете обратиться в прокуратуру с заявлением, что ваши права нарушаются.
  3. Обратиться с жалобой можно и иные государственные учереждения, например в ФНС России.
  4. Если вы хотите напрямую воздействовать на управляющего, то жалобу необходимо подать в саморегулируемую организацию управляющих, где осуществляет свою деятельность нарушившее ваши права лицо.

Для того, чтобы жалоба была рассмотрена и удовлетворена, необходимо наличие весомых оснований. Поэтому, прежде чем обращаться с подобными обращениями, заручитесь юридической помощью, ведь только специалист с углубленными знаниями поможет вам разобраться в том, какие действия могли нарушить ваши права и законные интересы, а какие нет. Если вы всё же довели дело до суда, то будьте добры предоставить конкретные доводы, которые станут подтверждением формулировки вашей жалобы.

К сведению По факту рассмотрения суд может удовлетворить ваши требования как полностью, так и частично. В ситуации, если ваши доводы оказались неправдоподобны, суд отклонит ваши требования, и признает действия конкурсного управляющего законными.

Взыскание убытков

Если суд или иной государственный орган признают, что действия управляющего были незаконными, а также привели к убыткам одной из сторон, или обеих сразу, то вы имеете полное право обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением о взыскании убытков.

Размеры денежных средств устанавливаются прямо пропорциональном нанесенным вам убыткам, а также, возможно моральным потрясениям.

Смена конкурсного управляющего

Смена конкурсного управляющего достаточно частная практика. К ней можно прибегнуть в ситуации, если по каким-либо причинам данное лицо вас не устраивает, если его исключили из организации где он осуществлял деятельность, а также, он был отстранен истцом или ответчиком по делу, а также в ситуации, если управляющий пренебрегал своими обязанностями, недобросовестно относился к возможным на него обязанностям.

Стороны должны изложить свои требования суду в форме ходатайства. Суд обязан рассмотреть это обращение, и принять решение. Как правило, если есть основания предполагать, что со стороны управляющего было осуществлено нарушение в деятельности, то суд удовлетворит требования сторон. Взамен стороны могут предложить свои кандидатуры на должность управляющих. Если же таковых нет, то в судебную инстанцию предоставляется список возможных кандидатов от соответствующей организации. Путем совместного выбора, ответчик, истец и судья определяются с кандидатурой.

Частые нарушения конкурсного управляющего

На практике часто встречаются нарушения в деятельности конкурсных управляющих. Это связано с отсутствием внимательности, дотошности, а также, в некотором роде из-за отсутствия опыта.

Пример Конкурсный управляющий не внимательно относится к требованиям кредиторов, забывая заносить их в реестр. Осуществляя процедуру инвентаризации имущества должника, конкурсный управляющий часто допускает ошибки в оценке, пренебрегая услугами оценщиков. Отчёт часто бывает отправлен обратно для исправления недоработок. Но хочется верить, что если вам будет предстоять процедура с участием конкурсного управляющего, вы не столкнетесь с произволом и допускам ошибок с его стороны. От четкости и аккуратности работы этого специалиста зависит исход дела для вас.

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

абзац пятый утратил силу;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Утратил силу.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Абзац второй утратил силу.

6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее — социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

Комментарий к Ст. 129 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Конкурсный управляющий выполняет функции руководителя и иных органов управления, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия, в том числе и по распоряжению имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве. В частности, это право ограничено; например, порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов (п. 1 ст. 139).

2. Полномочия, которыми обладает конкурсный управляющий в процессе конкурсного производства, включают в себя как полномочия органов управления должника, которые используются для поддержания деятельности должника в период конкурсного производства, так и полномочия, специфические именно для конкурсного управляющего. Так, помимо общих для всех руководителей полномочий конкурсный управляющий осуществляет ряд других функций. Например, конкурсный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что, в свою очередь, решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов.

Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника в предусмотренных случаях, а также принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности. Кроме того, он принимает меры к ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя иски к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником. При предъявлении иска конкурсным управляющим к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, срок исковой давности следует исчислять с того момента, когда о нарушенном праве стало известно обладателю этого права, а не конкурсному управляющему. С этой целью конкурсный управляющий в установленном законодательством порядке предъявляет иски в судебные органы. В своей деятельности конкурсный управляющий ограничен волей кредиторов, подконтролен им и должен действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов. На основании изложенного и должен решаться вопрос о возможности обращения конкурсного управляющего с заявлением о признании его должника банкротом.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов, переданный ему соответственно временным, административным или внешним управляющим. Реестр требований кредиторов открывает временный управляющий в период наблюдения и закрывает конкурсный управляющий по окончании объявленного им срока для предъявления кредиторами требований к должнику. Исключение составляют случаи, когда обязанность ведения реестра возлагается на профессионального реестродержателя.

3. С даты утверждения конкурсный управляющий помимо обязанностей наделяется рядом прав.

Конкурсный управляющий уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с трудовым законодательством.

Конкурсный управляющий вправе в трехмесячный срок с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства отказаться от исполнения договоров должника. Указанный отказ заявляется в порядке, установленном ст. 102 Закона о банкротстве. Положения статьи 129 ФЗ N 127 «О несостоятельности (банкротстве)» должны применяться с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2000 г. N 9-П.

Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника. Данное правило действует, видимо, только после принятия собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению.

Конкурсный управляющий также принимает все необходимые меры, направленные на розыск и возврат имущества должника, и в случае выявления данного имущества осуществляет возврат в установленном законодательством порядке. В частности, обращается в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), о признании недействительной сделки по передаче имущества должника.

Документы должника, подлежащие обязательному хранению, конкурсный управляющий передает уполномоченным органам (учреждениям Государственной архивной службы России) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень полномочий конкурсного управляющего, содержащийся в комментируемой статье 129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», не является исчерпывающим. Конкурсный управляющий принимает и иные меры, установленные Законом.

4. Конкурсный управляющий предъявляет иски в суд о признании недействительными сделок, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 103 Закона о банкротстве, совершенных должником. Такие иски предъявляются конкурсным управляющим в соответствии с нормами о подведомственности и подсудности, предусмотренными АПК РФ. Вместе с тем по сделкам, которые могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве, течение срока исковой давности начинается со дня, когда о наличии основания для признания таких сделок недействительными стало известно обладателю этого права, т.е. должнику, а не арбитражному управляющему. Напротив, сроки исковой давности по искам о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным п. п. 2 — 5 ст. 103 Закона о банкротстве, исчисляются с того момента, когда о наличии основания для признания таких сделок недействительными узнал или должен был узнать именно арбитражный управляющий: при введении процедуры внешнего управления — с момента назначения внешнего управляющего, а при отсутствии внешнего управления — с момента назначения конкурсного управляющего.

5. При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий вправе предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (см. ст. ст. 56 и 106 ГК РФ). Требования к этим лицам по правилам комментируемой статьи 129 конкурсный управляющий вправе предъявить в случае недостаточности имущества должника.

Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с указанным пунктом, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника.

Конкурсный управляющий предъявляет требования к учредителям (участникам), собственнику имущества юридического лица или другим лицам, которые давали обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определяли его действия, чем вызвали банкротство юридического лица. К таким лицам относятся, например, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п.

Положения, предусмотренные ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ, не применяются в отношении полного товарищества и товарищества на вере, участники которых (полные товарищи) во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а также производственного кооператива, члены которого несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива <*>. Такие иски предъявляются конкурсным управляющим в соответствии с подведомственностью и подсудностью, предусмотренными АПК РФ, и рассматриваются судом не в деле о банкротстве. Взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.
———————————
<*> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 9).

Быстрая навигация: Каталог статей Общие вопросы предпринимательской деятельности Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей К вопросу о правовом статусе лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего: правовые коллизии и судебная практика (Гузанов К.А.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

В связи с увеличением роста судебных производств, связанных с банкротством юридических лиц, правоприменитель и практикующие юристы отмечают все большее количество проблем, связанных с несовершенством Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также — Закон о банкротстве или Закон).

В частности, возникают вопросы, вытекающие из неточности формулировок Закона и относящиеся к периоду перехода банкротящегося юридического лица из одной из реабилитационных стадий банкротства в стадию конкурсного производства.
В большинстве случаев такой переход осуществляется в момент прекращения стадии наблюдения, после проведения первого собрания кредиторов. Частота использования двух реабилитационных процедур финансового оздоровления и внешнего управления же, по мнению С.В. Сарбаша, «…не может проиллюстрировать каких-то значительных сдвигов в сторону реабилитации должников. В подавляющем большинстве случаев возбуждение дела о банкротстве влечет ликвидацию должника» <1>. И с этим мнением сложно не согласиться.
———————————
<1> Сарбаш С.В. Финансовое оздоровление и внешнее управление // Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010. С. 199.

Так, крайне затруднительным представляется переход в реабилитационные процедуры в случае наличия у должника — юридического лица высокого уровня просроченной долговой нагрузки, кратно превышающей стоимость принадлежащих ему активов, и наличия нескольких (как правило, более трех) «крупных» кредиторов, совместно контролирующих более 75 процентов общей задолженности должника.
Именно поэтому первое собрание кредиторов, созываемое временным управляющим должника по истечении срока процедуры наблюдения, зачастую принимает решение о начале процедуры конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего.
Однако на практике не редки ситуации, при которых действующие в собственном интересе кредиторы, которых мы условно в рамках настоящей статьи обозначили как «крупные», предлагают собранию кредиторов разные кандидатуры саморегулируемых организаций (далее — СРО) арбитражных управляющих и, соответственно, самих конкурсных управляющих, в результате чего отсутствует возможность утверждения единой кандидатуры СРО и конкурсного управляющего при отсутствии большинства голосов участвующих в собрании кредиторов.
Также кандидатуры СРО и конкурсного управляющего не могут быть выбраны в случае, если первое собрание кредиторов вообще не было проведено к моменту истечения срока наблюдения, что возможно как вследствие противоправных действий временного управляющего, так и по не зависящим от временного управляющего и кредиторов обстоятельствам: например, в случае неутверждения арбитражным судом мирового соглашения, подписанного кредиторами <2>.
———————————
<2> Данная ситуация отражена в деле N А41-34695/2014, рассматриваемом Арбитражным судом Московской области.

На лицо, исполняющее обязанности конкурсного управляющего, судом возлагается обязанность провести собрание кредиторов для того, чтобы выбрать СРО арбитражных управляющих и определить требования к кандидатуре конкурсного управляющего. В Законе о банкротстве отсутствует указание на необходимость предложения конкретной кандидатуры конкурсного управляющего.
Так, указанной выше статьей Закона о банкротстве установлено, что «в случае, если… конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден… конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего».
На собрании кредиторов, проводимом в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 75 Закона о банкротстве (далее — «другое собрание»), решение должно быть принято большинством голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Если первое собрание состоялось и не признано несостоявшимся по формальным основаниям и при этом решение о СРО или кандидатуре управляющего не принято и будет приниматься на другом собрании, то такое другое собрание не считается повторным первым собранием.
Другое собрание кредиторов, формально не являясь первым собранием кредиторов, проводится по общим правилам, то есть при голосовании на нем залоговые кредиторы не имеют права голоса, что, на наш взгляд, нарушает баланс интересов сторон.
Такое «другое собрание», на котором принимается решение по вопросам, относимым к повестке первого собрания кредиторов, де-факто меняет соотношение голосов к конкурсной (имущественной) массе, лишая залоговых кредиторов права на выбор кандидатуры арбитражного управляющего, которое является важной гарантией контроля любого, в том числе и залогового, кредитора за сохранностью имущества должника до непосредственной реализации имущества.
С другой стороны, необходимо отметить логическую последовательность превалирующей в настоящий момент судебной практики относительно данного вопроса: ведь Законом о банкротстве не предусмотрено проведение нескольких собраний кредиторов в период процедуры банкротства-наблюдения.
Предусмотрено лишь проведение повторного собрания кредиторов в случае, «…если на созванном собрании кредиторов присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие менее чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов» <4>, <5>.
———————————
<4> В силу пункта 4 статьи 12 Закона о банкротстве.
<5> Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2010 N 07АП-10070/09 по делу N А03-1456/2009.

Представляется, что решением данной коллизии могло бы стать закрепление в Законе о банкротстве безусловного права залоговых кредиторов голосовать по вопросам выбора СРО арбитражных управляющих и кандидатуры арбитражного управляющего вне зависимости от того, на каком собрании кредиторов принимается решение по данным вопросам.
Итак, каковы же правовые последствия утверждения исполняющего обязанности конкурсного управляющего?
1. Если первым собранием решение о кандидатуре или СРО не принято, суд выносит определение о том, что исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначается временный управляющий, на которого возлагается обязанность провести собрание кредиторов для решения вопроса о выборе СРО и требований к конкурсному управляющему.
Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф02-740/11 по делу N А19-23565/09 собрание кредиторов должника, проведенное исполняющим обязанности конкурсного управляющего Полуэктовым М.Л., не приняло решения по вопросу о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой подлежал утверждению конкурсный управляющий, или о выборе кандидатуры конкурсного управляющего. Впоследствии судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении конкурсного управляющего было отложено.
А Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2016 N Ф06-26539/2015 по делу N А55-27454/2014 «…суд обязал исполняющего обязанности конкурсного управляющего Самохвалову Ю.В. провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий должником».
2. Временный управляющий, занимающий должность конкурсного управляющего, исполняет все полномочия конкурсного управляющего.
Устаревшая судебная практика следовала буквальному толкованию положения Закона о банкротстве, в результате чего в середине нулевых годов преобладала практика ограничения полномочий исполняющего обязанности конкурсного управляющего только до прямо указанных в тексте нормы:
а) созыва собрания для выбора СРО и
б) сохранения положения должника, существовавшего до введения конкурсного производства.
Однако со временем стало понятно, что сохранить положение должника на уровне даты окончания процедуры наблюдения, не имея на то полномочий конкурсного управляющего или руководителя должника, исполняющему обязанности конкурсного управляющего представляется невозможным.
Результатом постепенного изменения судебной практики стало Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 168-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Камынина Андрея Эдуардовича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 60 и абзацем третьим пункта 3 статьи 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в котором судьями Конституционного Суда РФ отмечено, что «…в случае, если… конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден… конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего».
Впоследствии данный подход был поддержан арбитражным судами: в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 N 12АП-5915/2016 по делу N А57-17295/2014 приведено мнение суда о том, что исполняющий обязанности конкурсного управляющего не является конкурсным управляющим должника и, следовательно, не вправе требовать передачи ему бухгалтерской и иной документации, печатей, материальных и иных ценностей должника, что не является верным.
Судом отмечено, что «…поскольку законодательство о банкротстве не содержит указаний на иные полномочия лица, являющегося исполняющим обязанности конкурсного управляющего, то исполнение его обязанностей приравнено к обязанностям конкурсного управляющего должника (Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1031-О)».
Изложенная оценка позиции довода представляется нам верной, так как из части 2 статьи 126 Закона о банкротстве следует, что с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника, и конкурсный управляющий осуществляет весь объем полномочий, предусмотренных статьей 129 Закона о банкротстве, то есть осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
В случае отсутствия признания за исполняющим обязанности конкурсного управляющего компетенции и полномочий арбитражного управляющего складывается ситуация, при которой должник — юридическое лицо осуществляет свою деятельность без единоличного исполнительного органа, что прямо противоречит статье 53 ГК РФ.
Более того, если юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности исключительно через свои органы, следовательно, должник, в котором судом назначено лицо, исполняющее обязанности конкурсного управляющего, не имеет ни гражданских прав, ни гражданских обязанностей, что в любом случае противоречит учредительным документам должника и возникшим обязанностям по уплате денежных средств (долга) кредиторам, чьи права уже установлены в реестре требований кредиторов. Такая ситуация имеет внутренние логические противоречия и не может рассматриваться в качестве исключительно правовой коллизии норм, следовательно, она невозможна, так как обязанность уплатить долг не может прекратиться исключительно из-за отсутствия единоличного исполнительного органа у юридического лица.
3. По смыслу Закона о банкротстве нельзя возложить исполнение обязанностей конкурсного управляющего на иное, кроме временного управляющего, лицо, даже если временный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности.
Представляется, что абзацем 3 пункта 3 статьи 75 Закона о банкротстве императивно определено, что исполнение обязанностей конкурсного управляющего может быть возложено на арбитражного управляющего, исполнявшего обязанности временного управляющего должника.
К данному выводу пришел и Арбитражный суд Московского округа, отметивший в Постановлении от 05.07.2016 N Ф05-6036/2015 по делу N А40-55638/2014, что, «…в связи с чем возложение судом исполнения обязанностей конкурсного управляющего на Кацера Е.И. (временным управляющим был не он. — Прим. К.А.) свидетельствует о нарушении положений Закона о банкротстве».
4. В случае отсутствия предложенных на первом собрании кредиторов кандидатур конкурсного управляющего, полномочия конкурсного управляющего возлагаются на временного, и вводится следующая процедура.
Законом о банкротстве не предусмотрено продление процедуры наблюдения на основании того, что первым собранием кредиторов не была согласована кандидатура конкурсного управляющего.
По смыслу пункта 1 статьи 52 Закона о банкротстве отсутствие возможности утвердить арбитражного управляющего одновременно с введением соответствующей процедуры банкротства не является препятствием для вынесения решения или определения арбитражного суда из числа перечисленных в данной статье.
В таких случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает его провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден соответствующий арбитражный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего <7>.
———————————
<7> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2004 N Ф03-А51/04-1/1203.

Более того, по смыслу положений названной нормы права, исходя из ее буквального толкования, принятие решения о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, требует квалифицированного большинства голосов.
Однако, что может являться таким квалифицированным большинством голосов?
Судебная практика пошла по пути признания квалифицированным простого большинства голосов от числа внесенных в реестр кредиторов с учетом их доли в общей сумме требований к должнику, а не только присутствующих на собрании кредиторов.
Завершением рассмотрения данного вопроса стала публикация Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в пункте 7 которого указано, что «…судам следует принимать во внимание, что решения по указанным вопросам на проводимом на основании пункта 4 статьи 12 Закона повторном собрании кредиторов принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов» <8>.
———————————
<8> Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2015 г. N 20АП-4477/2015; Постановление девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2016 г. N 19АП-1135/2015.

Таким образом, Законом о банкротстве создан квазиорган юридического лица — должника, имеющий ограниченную компетенцию, ограниченные полномочия, дополнительные обязанности в виде обязанности созыва собрания для выбора СРО и сохранения положения должника, существовавшего до введения конкурсного производства, правовой статус которого, по сути, определяется складывающейся судебной практикой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *